Механизм целеполагания в планировании

Механизм целеполагания в планировании

Механизм целеполагания в планировании

Современное состояние планирования деятельности предприятий может быть характеризован как кризисное. Кризисность заключается, в большей степени в качестве и значении планирования в управлении предприятием, чем в несоответствии его методического инструментария.

Научно обосновано использование сложных многокритериальных экономико-математических моделей планирования и управления деятельностью предприятий

Но, по большому счету, применимость процедур планирования постоянно уменьшается. На сегодня, к сожалению, можно констатировать, что подавляющее большинство предприятий, на общеорганизационном уровне, планирование не использует вообще, ограничиваясь проявлениями оперативно-календарным планированием, которое следует считать скорее проявлениями координации деятельности, чем планированием. Такое состояние обусловлено изменениями идеологии планирования на общемировом уровне. Но, к сожалению, трансформации мировоззрения на национальном уровне не происходит.

Изучая теорию и практику развития науки планирования на территории СНГ мы можем наблюдать бесконечную борьбу методических подходов в попытках улучшить эффективность планирования деятельности предприятий. Главным результатом такой борьбы, который преподносится как методическое усовершенствования, появление множества частных решений, касающихся решения определенной конкретной научно-практической задачи. Можно выделить два основных направления совершенствования, в рамках которых идет длительное соревнования: борьба мировоззренческих и оптимизационных процедур планирования и борьба статических и динамических планирующих систем. В результате, происходит идеологических изменений взглядов в науке и практике, которые должны касаться не того, “как планировать”, а того, “что планировать”.

Читайте также  Отдельные особенности организация работы по управлению персоналом

Национальная система планирования деятельности предприятий, начиная с момента создания Госплана СССР, строилась на достижениях политической экономии К. Маркса и принципах плановой экономики.

Во времена независимости, при попытке перейти к принципам рыночной экономики, экономический строй строился на принципах неоклассической экономической теории, которые, в свою очередь, также были положены в основу системы планирования деятельности предприятий. В этом аспекте первичный механизм системы планирования – механизм целеполагания (установление целей) – работал подобно в советском историческом периоде, так и во времена независимости.

Плановая экономика почти не предполагала самостоятельности механизма целеполагания на уровне отдельного предприятия. Более того, плановая экономика и социалистическая идеология даже не предполагали возможности конфликта целей, как организационного явления.

Неоклассическая экономическая теория, построенная на принципах маржинализма, признавала независимость механизма целеполагания предприятия, но предполагала наличие только одной главной цели деятельности предприятия – максимизации прибыли. При этом, цель максимизации прибыли не имеет никакого конкурента в качестве главной цели.

Принципы построения и работы механизма целеполагания в планировании в частности, и в управлении предприятием в целом, определяются постулатами «теории фирмы”. Теория фирмы объясняет экономическое поведение фирмы в различных условиях хозяйствования.

Читайте также  Что же выбрать? Стратегии контроля

Итак, в зависимости от идеологии определенной теории фирмы формируется и работает механизм целеполагания фирмы.

Если в понимании фирмы спуститься к микроуровня – уровня предприятия, то это будет система определенных экономических, социальных, производственных и организационных отношений. Построение этих отношений понимается различными теориями фирмы совершенно по-разному. И, как следствие, совершенно по-разному формируется и работает механизм целеполагания.

Управление-персоналом1-290x300

Механизм целеполагания в планировании

Механизм целеполагания, который предполагает множественность целей участников предприятия, их конфликтность и случаи невозможности возведения в единую цель. Значительно в большей степени соответствует реальной действительности на современных предприятиях.

Взаимоотношения участников предприятия имеют проявления субъективизма и оппортунизма, в особой степени это касается отношений в системе “принципал-агент”.

Неоклассическая идеология, которая положена в основу современной планировки на предприятиях, не дает возможности учесть разветвленность, конфликтность и оппортунизм целей отдельных участников организации.  Поэтому ни процедура планирования, ни ее результаты – плановые решения – не выполняют своих управленческих функций. Применение идеологии бихевиористичной теории фирмы в механизме определения массы и взаимосвязей целей позволит вернуть планирования в статус важнейшей управленческой функции и повысить применимость плановой информации.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.