Мотивация управленческого персонала как составляющая стратегии предприятия
Управленческий персонал является активом предприятия, человеческим капиталом, который предусматривает меньше контроля над собой и ожидает своевременную и достойную экономическую, психологическую и карьерную вознаграждение за высокопроизводительную и высококачественную работу. В наше время именно мотивация и стимулирование к труду, возможность реализоваться как личность и как специалист способны удержать талантливых и перспективных управленческих работников на предприятиях в конкурентных условиях. Так, мотивационная составляющая в управлении, отвечая современным условиям хозяйствования, определяется именно как установленный ориентир к действию на многих предприятиях. Но нередки случаи, когда при значительных затратах на мотивации работников отдача персонала остается на низком уровне. Как результат, в стремлении мотивировать своих работников предприятие получает обратную демотивационные эффект.
Итак, мотивация персонала на современном этапе – достаточно актуальная проблема. Важной особенностью управленческого труда является то, что она участвует в создании материальных ценностей не непосредственно, а через организацию труда других лиц. В этом случае порождается именно цепная реакция: на работе всего коллектива непременно сказываются проблемы деятельности управленческого персонала. Именно мотивация труда персонала предусматривает, прежде всего, учет основных базисных потребностей человека: физиологических, в безопасности и защищенности, в любви и привязанности, в достижениях, в социальном одобрении и тому подобное. Когда речь идет об управленческом персонале, практикующие консультанты обращают внимание на две ключевые потребности, а именно: достижение успеха и потребность в принадлежности.
Любой человек стремится чувствовать себя полезной и ценной
Она исходит из того, какой вклад может сделать или какого результата может достичь. Некоторые личности желают непосредственно получить признание других людей, которых они уважают, а другие, наоборот, – получить улыбку или похвалы. Принадлежность к определенному кругу людей, а точнее именно потребность в принадлежности, также является важной движущей силой нашей жизни. Самый распространенный фактор, который владельцы предприятий используют для удовлетворения потребности своих работников, в том числе и управленческого персонала в мотивации, – это деньги, которые имеют свое выражение в бонусах, премиях, отсутствии штрафов, повышение заработной платы и тому подобное. В большинстве случаев считается, что этот элемент является самым главным и должен удовлетворять потребности работников в мотивации.
Персонал предприятия как категория составляет кадровый потенциал, трудовые и человеческие ресурсы производства.
Мотивация труда управленческого персонала является органической составляющей обеспечения устойчивого функционирования предприятия.
Способствовать внедрению мотивационного механизма деятельности управленческих работников на предприятии можно, в частности, путем:
- проведения внутренней диагностики эффективности деятельности персонала;
- разработку мотивационного механизма управления персоналом на предприятии;
- переподготовку, повышение квалификации управленческого персонала.
Важным аспектом в указанных направлениях является привлечение профессиональных внешних консультантов, консалтинговых компаний, специализирующихся на управленческом менеджменте. Также предпочтение следует отдавать отечественным консультантам, которые, бесспорно, знают глубинные причины существующих управленческих проблем, связанных с менталитетом, национальными особенностями, и в связи с этим разрабатывают пути оптимального их решения.