Формирование качественных компетенций руководителей как необходимое условие развития предприятий

Формирование качественных компетенций руководителей

Формирование качественных компетенций руководителей

В условиях экономического роста производства подавляющее большинство предприятий испытывает потребность в квалифицированных работниках, что определяется несоответствием рынке образовательных услуг потребностям рынка труда. На сегодняшний день в производстве существует около 7000 профессий, в то время как профессионально-технические учебные заведения осуществляют подготовку работников только 550 профессий. Это требует совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий. Нарушена система подготовки работников национального хозяйства, существенные изменения на рынке труда, обусловливающих новые требования к его участникам, а также демографический спад привели к недостатку профессионально-компетентного персонала на многих предприятиях. Поэтому возникла необходимость закрепления и обучения существующих кадров для предприятий означает повышение качества подготовки работников, связывают свою профессиональную деятельность с целями и задачами самого предприятия, в свою очередь ведет к росту производительности труда и снижение текучести кадров. Как показывают исследования трудовой мотивации работников заинтересованы в работе на предприятиях, обеспечивающих возможность не только осуществлять свои профессионально-функциональные обязанности, но и создают условия для самореализации путем постоянного повышения профессиональных знаний, умений и навыков. Качество обучения персонала является одним из условий, что влияет на качество полученных знаний и, как следствие, на эффективность использования профессиональных характеристик работников. В то же время качество обучения зависит не только от способностей человека, которого обучают, но и от специалистов, осуществляющих обучение.

Французский ученый Гай Ле Ботеро выделил целостную систему обучения. По его мнению, для создания качественного обучения, и следовательно качественной компетентности необходима слаженность действий лиц, привлеченных в процессе обучения. Управление качеством образования должен быть ориентирован на овладение процессами образования. Обеспечение качества процессов обучения становится возможным через комплекс мероприятий, с помощью которых достигаются желаемые конечные результаты. Управление качеством формирования компетентности представляет собой непрерывный процесс, должно обеспечивать несколько направлений: во-первых, контролировать уровень владения полученных в процессе формирования и развития компетенций, во-вторых, обеспечивать наличие тех производственных способностей персонала, через использование которых становится возможным получение желаемого конечного результата деятельности предприятия.

Для достижения процессов формирования компетентности высокого качества необходимо придерживаться следующих принципов:

– Выявление процессов формирования компетентности и привлечения к ним процесса обучения;

– Обеспечение высокой вероятности получения компетентности путем создания благоприятных условий для осуществления постоянного действенного контроля;

– Обеспечение высокого уровня профессионализма лиц, участвующих в процессе формирования компетентности.

Сложившуюся в результате обучения компетентность можно считать качественной при условии наличия нескольких составляющих качества, основными из которых являются следующие:

– Качество административных решений, состоящий из совокупности принимаемых управленческих решений, необходимых действий и лиц, принимающих непосредственное участие в разработке и внедрении политики формирования компетентности;

– Качество проектирования касается определенных решений, действий и специалистов, которые определяют совокупность потребностей и разрабатывают на их основе нормативные требования к процессу обучения, систему контрольных показателей;

– Качество программирования предусматривает разработку необходимых методических рекомендаций по формированию и возможного текущего корректировки учебных программ;

Читайте также  Методы повышения квалификации

– Качество формирования компетентности определяется составом и квалификацией специалистов, которые призваны формировать и развивать производственные способности работников непосредственно на производстве с использованием существующих знаний, умений и навыков работников;

– Качество полученной компетентности предполагает не только получение необходимого уровня владения определенными профессиональными и личностными характеристиками персоналом, но и обеспечение необходимых условий для получения желаемого конечного результата от привлечения и использования полученных компетенций;

– Качество оценки компетентности определяется соответствием и эффективностью мер, направленных на оценку использования компетенций с целью улучшения качества бизнес-процессов и их результатов.

Анализ составляющих качества процесса формирования компетентности свидетельствует о наличии определенной последовательности в формировании каждой составляющей и окончательного результата. Если политика формирования компетентности является обоснованной, а любая из составляющих качества не была достигнута, то существует возможность возврата к предыдущей составляющей. Во избежание вышеупомянутой ситуации необходимо создать комплекс мер по контролю процессов формирования качественных компетенций.

Для количественной оценки любой составляющей качества компетенции могут быть использованы следующие критерии, основными из которых являются: срок создания необходимой компетенции, достаточный уровень владения компетенцией работником, совокупность коллективных компетенций по видам, стоимость формирования необходимой компетенции.

Критерий срока создания необходимой компетенции является подтверждением соответствия установленных сроков формирования компетентности требованиям задач, при выполнении которых используются соответствующие компетенции. Для определения оптимального количества времени, необходимого для создания качественной компетенции, необходимо выполнение следующих требований:

– Расчет бюджета времени формирования необходимой компетентности;

– Конкретизация в нормативных требованиях к обучению календарных планов и сроков, которые нужно соблюдать.

В некоторых случаях срок создания компетентности может превышать период, который может быть в наличии. Необходимо заблаговременно принять соответствующее управленческое решение, в качестве которого может быть решение об изменении срока исполнения поставленной задачи, или оптимизация (сокращение) времени формирования компетентности при наличии такой возможности.

Достаточный уровень владения конкретной компетенции представляет собой совокупность сложившихся в процессе обучения знаний, умений и навыков у работника, который должен быть достигнут для получения эффективного результата при выполнении поставленной задачи.

Совокупность коллективных компетенций в данном контексте представляет собой, с одной стороны, взаимодействие коллективных компетенций определенного вида, то есть производственных способностей нескольких работников для достижения конечного результата, с другой стороны – измерение уровня достижения этого взаимодействия и синергии между компетенциями.

Критерий стоимости представляет собой результат оптимизации соотношения результата к затратам, а также измерением полученной эффективности использования сформированных компетенций персонала.

В условиях постоянного изменения техники и технологии необходимым становится повышение квалификации персонала предприятия для удовлетворения растущих требований рынка и способности производить новую и модифицированную продукцию более высокого качества. Работник, который постоянно развивает производственные способности, становится способным осуществлять функциональные обязанности с применением современных более совершенных, прогрессивных приемов, способов и методов. Поэтому актуальной становится разработка комплекса мероприятий по обеспечению необходимого качества процесса формирования профессиональных способностей персонала. Такой процесс должен осуществляться при определенных условиях, способствующих созданию процесса формирования компетентности высокого качества, то есть тех профессиональных характеристик персонала, действительно необходимыми для получения конечного результата предприятия.

Читайте также  Расходы имеют тенденцию к росту

Необходимые условия для создания качественного формирования компетентности и их характеристика

  1. Соответствие выбранной политики предприятия  к соответствию планам развития и конечным целям предприятия

2. Взаимосвязь с процессами управления персоналом на предприятии согласования процессов управления персоналом и методов формирования компетентности

3. Внедрение в процесс подготовки лиц, участвующих в учебном процессе ответственность лиц-участников процессов формирования компетентности

4. Соблюдение нормативной и законодательной базы соблюдения государственных норм, стандартов, законов, соглашений, а также внутренних правил регулирования социально-трудовых отношений

5. Ефективнисть избранных средств обеспечения процессов формирования компетентности человеческими, финансовыми и материальными ресурсами; осуществление контроля за использованием всех видов ресурсов

После внедрения мероприятий по созданию процесса формирования компетентности высокого качества и получения профессиональных характеристик в виде знаний, умений и навыков определенного уровня владения необходима оценка эффективности процессов формирования и использования производственных способностей персонала.

Эффективность формирования и использования компетентности управленческого персонала должно быть оцененной на этапе выявления проблем и определения, анализа и оценки возможных путей их решения. Определение эффективности использования профессиональных способностей работников управленческих должностей представляет собой инструмент усовершенствования не только системы управления персоналом, но и деятельности предприятия в целом. Поскольку от уровня владения ключевыми компетенциями руководителями и качества выполнения ими своих функциональных обязанностей зависит эффективность конечных результатов деятельности предприятия, необходимой становится оценка эффективности использования профессиональных способностей управленческого персонала и направления в случае необходимости мер по их дальнейшему развитию.

Оценка эффективности использования компетентности управленческого персонала представляет собой многоаспектный анализ деятельности предприятия и должно осуществляться при условии соблюдения следующих требований:

– Общая эффективность деятельности предприятия может оцениваться через достижение производственных, экономических и социальных целей;

– Выполнение плана экономического и социального развития;

– Наличие устойчивого финансового состояния предприятия;

– Соответствие технико-технологического уровня и организации производства объективным требованиям его развития в условиях рынка;

– Соответствие качества продукции, работ, услуг мировым стандартам.

Ожидаемый эффект от формирования качественной компетентности должна превышать затраты предприятия на программы формирования и развития необходимых знаний, умений и навыков у работников управленческой должности. Увеличение прибыли предприятия от использования системы компетентности руководителей обусловлено более качественным выполнением обязанностей и функций работниками управленческих должностей благодаря овладению современными методами работы, новыми технологиями и их применению в профессиональной деятельности.

Итак, предложены рекомендации к формированию качественных компетенций и оценки их эффективности позволяют качественно сформировать, развить как профессиональные, так и комплексные компетенции и оценить эффективность использования конкретных знаний, умений и навыков, или системы компетентности. Исследование качества создания компетенций дает возможность выявить недостатки на каждом этапе общего процесса формирования знаний, умений и навыков и направить необходимые меры для их улучшения в краткосрочный период, что позволит повысить эффективность процессов управления персоналом на промышленных предприятиях.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.