Несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда

nesoglasovannost-rynka-obrazovatelnykh-uslug-i-rynka-truda

Несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда

Одним из условий стабильного развития экономики является изучение и анализ тенденций развития образования. Проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг является важной и актуальной сегодня. Без ее решения невозможно формирование качественно новой рабочей силы, обеспечение квалифицированными кадрами экономики страны.

Рынок образовательных услуг – это система отношений в рыночных условиях, по поводу купли-продажи образовательной услуги, которая в силу этого становится товаром. Важно понимать, что на данном рынке объектом купли-продажи является не самообразование, как процесс приобретения знаний, а образовательная услуга, включающая в себя комплекс материальных и нематериальных ресурсов, необходимых для процесса обучения. Рынок образовательных услуг можно рассматривать в двух аспектах: как самостоятельный элемент и как часть рынка труда.

Вопросам развития образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда в последнее время уделяется значительное внимание. Одной из проблем эффективного функционирования механизма кадрового обеспечения экономики является разрозненность интересов бизнеса, государства и учебных заведений. Это приводит к отделению рынка образовательных услуг от рынка труда.

Расхождение рейтинге популярности специальностей с распределением гарантированного трудоустройства приводит к тому, что абитуриенты при выборе учебного заведения мало учитывают фактор дальнейшего его трудоустройства.

Читайте также  Мотивационные возможности аудита систем менеджмента качеством продукции предприятия

Рынок образовательных услуг не может полностью удовлетворить спрос работодателей и оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда. Отсюда – различные оценки качества подготовки в учебных заведениях, с одной стороны, и работодателей – с другой. Повышение качества подготовки квалифицированных специалистов промышленной отрасли должно основываться на формировании действенного механизма согласованности определения текущей потребности предприятий в кадрах в соответствии с профессий и специальностей.

Учитывая региональную специфику и региональную потребность в специалистах, вуз должен определять объемы подготовки специалистов по определенным направлениям совместно с работодателями и с участием областного центра занятости.

Сегодня значительна несоответствие потребности рынка труда в специалистах с высшим образованием объемам их подготовки, поскольку распространение высшего образования ориентируется прежде всего не на потребности экономики, а на необоснованный спрос молодежи на определенные специальности.

Такая несогласованность образовательных услуг и рынка труда приводит к тому, что подготовленные специалисты остаются невостребованными. На сегодня самый высокий уровень безработицы (чаще всего вынужденного) наблюдается именно среди молодых людей (13,1%), что почти в три раза выше, чем уровень безработицы взрослых человек. Следствием этого является рост безработицы среди выпускников высших учебных заведений, увеличение социальной напряженности в обществе.

Одним из важных составляющих рынка труда является качество рабочей силы. Работодатели заинтересованности не только в специалистах, а прежде всего в высококвалифицированных работниках, которые владеют новейшими технологиями, знают современную технику и оборудование. И задача вуза – готовить таких специалистов. Качество подготовки зависит от многих факторов. Это и состояние учебной базы, и профессиональный уровень преподавателя, и способности и мотивация к овладению профессиональных навыков самого студента. Поэтому на государственном уровне крайне необходимо осуществить комплекс мероприятий по обеспечению экономических и социальных гарантий деятельности педагогических работников, создание условий для подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда.

Читайте также  Мобильность в профессиональные позиции работника

Опыт развитых стран свидетельствует, что сбалансированности образовательной системы и потребностей рынка труда можно достичь только при условии тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон – органов государственной власти и управления, системы профессионального образования и обучения, работодателей и работников.

Именно поэтому, налаживания такой взаимосвязи требует адекватной информации об изменениях спроса на профессии и квалификации, оперативного реагирования системы образования и профессионального обучения на структурные изменения в экономике и обществе. Послужить этом поможет совершенствования экономического механизма управления качеством образовательных услуг. Действенным механизмом которого является повышение качества образования путем прогнозирования структуры специальностей, исследования требований рынка труда к компетенции выпускников, финансирование учебных заведений по результатам деятельности, аудита качества образовательных услуг.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.