Модель целостной динамической функциональной структуры личности управленца

Модель целостной динамической функциональной структуры личности управленца

Модель целостной динамической функциональной структуры личности управленца

Модель целостной динамической функциональной структуры личности управленца

Требования, предъявляемые обществом к управленческого труда, может выполнять на должном уровне только такой специалист, у которого выработана четкая гражданская позиция, кто обладает высокой общей и профессиональной культурой, ответственностью, достаточной социальной и физической активностью, высокой работоспособностью. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, студент должен систематически заниматься профессиональным самосовершенствованием, овладевать все то, что необходимо для успешной управленческой работы, то есть – активно осуществлять формирование и развитие собственной личности и организма в соответствии с требованиями будущей профессии.

Целью нашего исследования является: построение динамической функциональной модели личности студентов управленческого профиля и организация педагогического процесса как системы формирования и развития структуры личности с профессиональной направленностью.

Для этого нам необходимо было решить следующие задачи:

  1. Выделить приоритетные черты личности молодого специалиста для воздействия на них в ходе профессионального образования и дальнейшего повышения его квалификации;
  2. Рассмотреть изменения при целенаправленном воздействии в процессе освоения различных дисциплин профессионального образования;
  3. Рассмотреть пути воздействия для получения заранее заданных изменений в уровне подготовленности молодого специалиста.

С целью выявления как самих профессионально значимых качеств будущего специалиста, так и уровня их выражения для конкретной профессии управленца, нами были разработаны соответствующие анкеты и проведен экспертный опрос с последующим качественным и количественным анализом на основе системно-личностного (целостного) подхода к изучению профессиональной подготовленности управленцев . Были обнаружены статистически значимые психологические свойства (черты и качества), а также целостная динамическая функциональная структура личности управленца. Так на вопросы, заданные с целью определения степени важности перечисленных качеств и свойств личности управленцев, были получены следующие ответы экспертов.

Целостная картина модели профессиональной структуры личности образуется двумя основными подструктурами (главными факторами).

Последние по содержанию, входящих в них элементов (черт, свойств и качеств личности) интерпретируются как:

1 – подструктура социальной активности и ответственности личности;

2 – подструктура физической (профессионально-трудовой) активности. Как видно на графике, некоторые черты личности включены в обе подструктуры и могут считаться необходимыми будущему специалисту для его успешной профессиональной деятельности.

Различные сочетания профессионально значимых качеств личности в двух основных подструктурах (выделяются факторным анализом) рассматриваются как сложные качества личности будущего управленца.

К таким целостных личностных новообразованием следует отнести группы свойств и интерпретировать их как:

– Самосознание личности: самокритичность, скромность, честность, принципиальность и др .;

– Самоорганизация личности: дисциплинированность, собранность, самостоятельность, сознание, коллективизм;

– Профессиональная активность личности: увлеченность профессией, общеобразовательные и профессиональные знания, самостоятельность, инициатива;

– Социальная (творческая) активность личности: творчество, собранность, самостоятельность, знание;

– Физическая активность личности: трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, самостоятельность, коллективизм, инициатива.

Нужно отметить, что ведущей чертой личности современного специалиста-управленца в 1 подструктуре есть ответственность (общественный долг). С общественным долгом высоко коррелируют все другие черты этой подструктуры. Аналогично в 2 подструктуре ведущей является группа специфических профессиональных психофизических свойств (общая и специальная работоспособность), на базе которых формируются профессиональные навыки и умения.

Читайте также  Как организовать рабочий процесс

Таким образом, в результате проведенного опроса управленцев (п = 86) различных должностных уровней и с разной спецификой профессиональной деятельности были обнаружены существенные, по их мнению, свойства и качества, позволяющие эффективно выполнять свою работу.

Среди отмеченных наиболее четко выделились:

  • группа социально-политических качеств – решение управленческих задач с четко выраженной социальной направленностью в русле государственной политики;
  • группа качеств профессиональной компетенции – быть высококвалифицированным специалистом в своей области, хорошо знать учреждение (производство), иметь достаточные знания психологии, социологии, права;
  • группа организаторских способностей – которые можно разделить на организаторскую интуицию: способность быстро и глубоко вникать в психологию коллег и подчиненных, найти для каждого определенное место в общем деле, заинтересовать этим делом окружающих, выбрать правильный стиль отношений в коллективе; эмоционально-волевую деятельность: способность влиять на окружающих своей активностью, отношением к делу, высокой требовательностью к себе и к коллегам; склонность к организационной деятельности;
  • группа педагогических качеств – проявляющиеся в организации, обучении и воспитании подчиненных в виде конструктивных, коммуникативных и гностических компонентов организационных способностей;
  • группа морально-этических качеств – справедливость по отношению к другим людям, их уважение, умение держать данное слово, исполнительская ответственность и др. Особенно выделялись те качества, которые непосредственно характеризуют общение руководителей с подчиненными: общество и доброжелательность, приветливость, эмоциональная сдержанность и уравновешенность в общении.

Эти свойства и качества обусловливают в значительной степени развитие профессиональных способностей и служат базой для успешного формирования профессиональных навыков и умений.

Исходя из профессиональной структуры личности будущего управленца, его профессиональную подготовленность правомерно определять как потенциальную качество личности, которая обусловлена взаимосвязанными личностными свойствами, знаниями, навыками и умениями, сформированными на определенном уровне, проявляющиеся в успешной профессиональной деятельности.

Анализ ответов студентов, обучающихся на факультетах управленческого профиля (п = 179), на вопрос «Анкеты студентов» обнаружил, что модельные характеристики студентов-управленцев выражают существующую, в настоящем времени, их мнение. Они оценивают (по процентильною шкале) процессы развития основных свойств и качеств в диапазоне показателей требований психофизического воспитания, а также порядок этих компонентов в динамической функциональной модели студентов-управленцев.

Модель целостной динамической функциональной структуры личности управленца

Модель целостной динамической функциональной структуры личности управленца

Подготовленность личности к профессиональной деятельности оказывается более сложной качеством. Она определяется степенью воспитанности: отношением к труду, общей образованности, профессиональной обученности и личностным опытом. Успешность профессиональной деятельности будущего специалиста оценивается на основе системы критериев, учитывающих проявление личности в разнообразной деятельности. Этим еще раз подтверждается недостаточность рассмотрения профессиональной подготовки будущего управленца в современных условиях.

Основными критериями оценки успешности профессиональной деятельности в современных условиях являются:

– Социальная значимость мотивов трудовой деятельности;

– Производственная дисциплина (отсутствие опозданий, прогулов, халатности, безответственности);

– Производительность студенческой труда;

– Качество продукта деятельности (учебный процесс);

Читайте также  Столичная штучка

– Повышение своего общего, профессионального и культурного уровня;

– Отношения с членами коллектива;

– Участие в общественной жизни.

Как видно из приведенных критериев, подготовка будущего специалиста для успешной профессиональной деятельности требует всестороннего развития его личности. Поэтому, насколько будущий управленец подготовлен к выполнению основных социальных функций, можно судить об эффективности системы профессионального образования, формирует его личность.

Для педагогической практики ориентация на многочисленные черты личности не может быть эффективной, а абстрактность теоретических положений структуры личности затрудняет реализацию последних. Поэтому, когда в изучении, так и в формировании личности необходим целостный системный подход. С точки зрения комплексного подхода к обучению и воспитанию построенная нами модель является главной для планирования, организации и осуществления педагогических воздействий в процессе профессиональной и общеобразовательной подготовки.

Она показывает, какие педагогические условия влияют на формирование и развитие профессионально важных свойств и черт личности, как следует направлять совместные усилия преподавателей, общественности и коллектива. Примером реализации такого подхода может служить анализ значений управленческой деятельности при эффективности организации и управления профессионально ориентированным психофизическим воспитанием, который может быть служить примером для построения профессиональной динамической функциональной модели студентов.

Таким образом, личность молодого управленца можно рассматривать как единство разума, воли и чувств

Формируя гармонично развитую личность, следует одновременно воздействовать на все три компонента психики: ум, волю и чувства. Это возможно только в том случае, когда подбираются соответствующие методы педагогического воздействия и когда все они используются в комплексе.

В процессе подготовки к трудовой деятельности ведущими методами выступают: упражнения, тренировки, практические методы, которые наиболее эффективно влияют на волевой компонент психики и функциональные системы организма.

Можно, таким образом, сформулировать наиболее важные педагогические условия реализации профессионально ориентированного психофизического воспитания студентов в учебном процессе:

  1. Формировать осознанное отношение студентов к развитию профессионально важных психофизических способностей средствами и методами психофизического воспитания путем использования метода убеждения: (Разъяснение. Доказательство и опровержение. Сравнение. Использование общественного мнения. Привлечение к воспитательных мероприятий авторитетных личностей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. уважение к личности студентов).
  2. Привлекать студентов к самостоятельной деятельности для совершенствования своих задатков и способностей с использованием психофизических упражнений: (Организовать деятельность студентов и привлекать их к желаемым действиям, поступкам и отношений. Соблюдать конкретности, целесообразности, систематичности, реальности и единства этих требований. Контролировать и оценивать эти результаты. Уважать личности студента и заботиться о нем).
  3. Использовать метод стимулирования в процессе психофизического воспитания будущих управленцев, используя: поощрение (Целесообразность предпринимаемых мер и соответствие мер поощрения. Учет индивидуальных особенностей студентов. Разнообразие мер поощрения. Своевременность этих мероприятий. Гласность поощрения и использования его в воспитательных целях); и принуждение (Соответствие степени проступка, знание и учет действительных мотивов неадекватного поведения. Недопустимость частого применения взысканий. Учет отношения студента к совершенному проступку и к факту взыскания. Учет отношения коллектива к виновному. Выдержка и педагогический такт преподавателя).

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.