Знание как компонент человеческого капитала

Знание как компонент человеческого капитала

Знание как компонент человеческого капитала

Особого внимания приобретает определение категории знания на уровне предприятия, так как знания рассматриваются как стратегический ресурс, создает его конкурентные преимущества. Следствием этого является приведение, детализация и развитие сущности понятия знания. Поэтому становится актуальным определение тех видов знаний, которыми располагает предприятие и его персонал, действительно имеют ценность для него и полезные в производственном процессе. Знание является основным элементом многих видов капиталов, среди которых человеческий, интеллектуальный и инновационный. Именно знания объединяют эти виды капиталов и рациональное их использование дает возможность увеличения финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Человеческий капитал является обобщающим категорией в теории управления знаниями. Существует много определений категории «человеческий капитал», но они имеют общие характеристики, которые раскрывают ее содержание. Этой категории присущи характеристики капитала. При этом, экономические словари трактуют значение понятия «капитал» как «созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, которые приносят доход»  и «в широком смысле — это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле — это вложено в дело, работающее источник дохода в виде средств производства. То есть человеческий капитал, вообще, и знания, в частности, соответствуют общей характеристике капитала — это ресурсы, которые приносят доход.

В результате исследования научных литературных источников установлено, что человеческий капитал состоит из многих элементов, а знание является неотъемлемой его частью. На основе знаний человека, полученные в течение жизни, формируется человеческий капитал. Акцентируется также внимание на том, что эти способности и знания приобретенные в результате образования и формального обучения; обучение на рабочем месте; практического опыта.

Наибольшее значение в его структуре имеют знания. Именно они формируют квалификацию, компетентность, опыт персонала. Другие компоненты позволяют рациональное использование этих знаний. Например, соответствующее состояние здоровья обусловливает желание и возможности человека работать и использовать свой запас знаний, увеличение периода активной трудовой деятельности, развитие профессиональных способностей, заинтересованность в результатах. В соответствии с содержательными и процессуальными теориями мотивация человека определяется его потребностями и моделью поведения при определенных усилиях для достижения поставленной цели. При этом на предприятии можно использовать знания и обучение в качестве награды и мотивирующего фактора.

Читайте также  Управляйте людьми, пользуясь их ценностями

А.А. Чухно указывает на то, что «человеческий капитал как экономическая категория, знаменует собой новый этап в развитии человека и его труда, когда в одном лице совмещаются и владелец знаний, как основного производственного ресурса, так и владелец умений их использовать в процессе производства» . То есть человек является носителем знаний, которые можно использовать на производстве, и сама решает целесообразность их использования в производственных задачах. Но существование понятия «человеческий капитал» указывает на то, что для эффективного процесса получения знаний необходимо иметь определенный запас здоровья, природные и физические способности, иметь заинтересованность в их приобретении, действовать и жить в условиях, которые способствуют распространению знаний, доступность к денежным средств, чтобы инвестировать их в саморазвитие. Активизация процессов приобретения знаний возможна при пропаганде новой идеологии в обществе, прежде всего, для молодежи, которая гласила, что получение знаний — это модно и актуально. Нужно повышать престиж в сфере науки и обучения. Культивирование такого образа жизни должно происходить во всех учебных заведениях и на предприятиях.

Надо учитывать, что запас знаний постоянно меняется у человека под влиянием ее развития, старения и забвения знаний, которые не используются, психологических особенностей и мотиваций, приобретаются новые знания и профессионализм, меняются условия жизнедеятельности и круг общения и тому подобное. Это факторы, которые меняют качество человеческого капитала за счет компонента «знание».

Андре Горц указывает на существование отдельных категорий «человеческий капитал» и «капитал знаний». Он определил, что при использовании человеческого капитала пользуются спросом знания, которые «основаны на опыте, на сообразительности, способности к ориентации, самоорганизации и нахождении общего языка, иначе говоря на формы живого знания, приобретаемые в повседневном общении, относящихся к повседневной культуры» . Итак, в настоящее время ценится поведение и мотивация рабочего, а не потраченное рабочее время. Знание как капитал рассматриваются как форму, которую можно отделить от своего материального и человеческого носителя. При этом, может расти общественная полезность и уменьшаться товарная стоимость знания как капитала, если оно становится доступным для других. Таким образом, знания, которые содержатся в человеческом капитале, должны соответствовать требованиям работодателей. Им свойственны признаки неявного, не кодифицированным знания, которое трудно передать другим людям. К знаниям как капитала принадлежат явные и те, которые можно кодифицировать и распространять с целью получения прибыли. Например, преподаватели одного и того же предмета будут обладать одинаковыми знаниями из предлагаемого учебника, но преподавать студентам будут неодинаково. Каждый преподаватель будет использовать вспомогательные знания, свой опыт, умение объяснить, с возможностями примеров, которые повлияют на уровень знаний человеческого капитала.

Читайте также  И горы готовы свернуть..

Таким образом, определена структура человеческого капитала, в которую входят запас знаний и способности человека, опыт и навыки, запас здоровья и мотивации, мобильность. Наибольшее значение в его структуре имеют знания. Именно они формируют квалификацию, компетентность, опыт персонала. Другие компоненты позволяют рациональное использование этих знаний. На основе знаний человека, полученные в течение жизни, формируется человеческий капитал.

Установлено, что для эффективного процесса получения знаний необходимо иметь определенный запас здоровья, природные и физические способности, иметь заинтересованность в их приобретении, действовать и жить в условиях, которые способствуют распространению знаний, доступность к денежным средствам, чтобы инвестировать их в саморазвитие.

Доказано, что человеческий капитал включает различные виды знаний, которые ориентированы на выполнение профессиональных обязанностей и должны соответствовать требованиям работодателям. Знания, которые являются основным компонентом человеческого капитала, присущие признаки неявного, не кодифицированным знания, которое трудно передать другим людям. Установлено, что такие знания должны общественную полезность, прикладное значение и позволяют человеку или предприятию получать доход.

Доказано, что знания в человеческом капитале используются избирательно, что будет нужным в определенной производственной ситуации, а знания в целом можно накапливать неограниченно, если позволят умственные и физические возможности человека. Следовательно, необходимо вмешиваться в процесс получения знаний человеком, потому что они могут быть использованы при необходимости человеческим капиталом на предприятиях, расширит возможности рабочего при решении производственных задач.

Похожее ...