Теоретико-прикладные аспекты управления персоналом

Теоретико-прикладные аспекты управления персоналом

Теоретико-прикладные аспекты управления персоналом

Сегодня происходят глобальные изменения общего цивилизационного масштаба, имеющих многовекторный и многоаспектный характер, пронизывая все сферы общества. Качественно новый этап развития человечества вызывает необходимость поиска новых подходов к организации социально-экономической жизнедеятельности человека и осуществления управленческих процессов. Осознание, теоретическое осмысление и обобщение сущности и характера этих изменений значительно отстает от потребностей практики.

Динамичность процесса изменений и их масштабность свидетельствуют, что без понимания тенденций современного развития невозможно обеспечить эффективный менеджмент вообще, и менеджмент персонала, в частности. Конечно, временной фактор существенно влияет на уровень реализации теоретических разработок и, если он измеряется большим интервалом, то теоретические идеи не соответствуют требованиям настоящего и перестают быть актуальными. Учитывая это, возникает острая необходимость синтеза теории и практики в системе управления персоналом. в условиях новой реальности.

Теоретические аспекты управления персоналом в условиях новой реальности и глобальных трансформаций охватывают, прежде всего, поиск новой философии и идеологии управления персоналом

А также формирование другой парадигмы и концепции понимания роли человеческого фактора, создание современной стратегии управления персоналом, в которой будут доминировать качественные аспекты благополучия человека. Современная управленческая парадигма должна основываться на синтезе культуры и ответственности, которые призваны обеспечить порядок не только на отдельно взятом предприятии, но и обществе в целом. Идеологической основой современного менеджмента персонала должна стать организационная культура, ответственность будет источником его развития.

Организационная культура, как идеология управления, влияет на управление персоналом через объективно субъективные элементы, в частности: ценности, функции, обязательные процедуры, коммуникации и систему ответственности. Ценности являются неким идеалом, эталоном и, одновременно, предметом особого почитания и вартисности для человека. В контексте управления персоналом можно утверждать, что система ценностей формируется как субъектом управления, так и объектом. И при условии согласования их действий организационная культура весомым внутренним ресурсом повышения эффективности деятельности предприятия.

Использование организационной культуры как идеологии управления персоналом становится возможным благодаря функциям

Которые она выполняет: мотивационной, просветительско-воспитательной, селективной, интегрирующей и других.

Организационная культура отражает этические аспекты взаимоотношений на предприятии, в частности, через социальный пакет. Который содержит и конкурентную мотивационную составляющую.

Читайте также  Управленческий учет социальных расходов на предприятии

Новая философия управления персоналом предполагает осознание человека как самодостаточной ценности и основного источника прогресса общества, что делает ее активное привлечение ко всем процессам. Человек это не просто работник любого уровня, а личность, которая имеет свои стремления, интересы и мотивы труда в коллективе. Поэтому она определенным образом должна быть привлечена ко всем, даже управленческих, процессов, которые происходят в организации.

В концепцию управления персоналом необходимо закладывать категории, соответствующие качественным параметрам и созвучны картине мира настоящего, в частности: качество, целостность, сущность, системность, синергетичность, гармоничность, которые должны стать основными принципами концепции управления персоналом.

Концепция должна содержать сущностную характеристику содержания управления персоналом и отражать перспективы его развития.

Современная концепция управления персоналом должна основываться на социокультурной реальности, которая ознаменовала начало XXI века и характеризуется: потребностью в новой мировоззренческой ориентации и самоактуализации личности, новыми возможностями для гармоничных отношений не только между персоналом, но и между деловыми партнерами, существенными изменениями в иерархии ценностей, новыми ментальными установками.

Прикладные аспекты управления персоналом также многогранными, вытекающие из реальной деятельности предприятий и обусловленные широким спектром предпосылок:

— резкое обострение конкуренции на мировом рынке, что заставляет искать внутренние ресурсы обеспечения конкурентоспособности, не связанные с технической базой, а следовательно, человек становится в центре внимания;
— распространение гуманистических тенденций в производственно-техническую и управленческую сферы, культивируют общечеловеческие ценности;
— объективные процессы организационного возрождения, которым присуще осознанное изучение организационного поведения;
— положительная динамика организационных преобразований.

Управление персоналом является сложным и ответственным видом деятельности, требующей особой системы профессиональной подготовки руководителей-менеджеров. Поскольку появились новые цели, изменился характер деловых отношений и формируется парадигма управления, ориентированная на морально-этические ценности. Учитывая это, проблем управления персоналом особенно касающаяся сфера образования. Благодаря которой национальная экономика сможет пополниться не просто специалистами по управлению, но и компетентными личностями, которым присуща высокая духовность, активный интеллект. А также национальная идентичность, широкий кругозор и, без сомнения, инновационность во всех ее лучших проявлениях.

Важной задачей в практическом смысле является изучение глубинных основ внутреннего мира личности и коллектива

В пределах организации влиять на формирование позиции лидера и выбора присущих только его внутренней структуре форм взаимодействия с коллективом. Это серьезная проблема, поскольку имеет отношение к полярным категорий: лидер — команда, и особенно обостренно воспринимается в отечественной экономике ввиду отсутствия национального опыта эффективно сочетать сильное лидерство (критерии национального менеджера-лидера нечетко сформулированы в научном и хозяйственном мире) и формы командной сотрудничества.

Читайте также  Преодоление кризиса в условиях управления

Среди прикладных аспектов выделяют чисто технологические процессы, предусматривающие выполнение конкретных функций или осуществления соответствующих процедур по управлению персоналом. Сюда непосредственно относим: кадровое планирование в организациях, процессы набора и отбора кадров, оценки и аттестации персонала, обеспечение обучения. А также переподготовки и развития персонала, процедуру увольнения персонала, осуществление учетных процедур и делопроизводства, оценки эффективности управления персоналом и другие.

Понятно, что изменяя концептуальные подходы и философию управления персоналом, перечисленные выше прикладные технологии также должны модернизироваться

И неудивительно, что сегодня популярными становятся новые HR — практики, которые стремительно распространяются в деловом мире.

В частности, в практической деятельности эйчаров особое внимание обращают на адаптацию персонала и не только к внешним вызовам, но, прежде всего, к привлечению новых работников в коллектив организации.

Для облегчения и упрощения адаптации к новой организации и коллектива службе управления персоналом целесообразно разрабатывать Кодекс по адаптации (название может быть другим). В котором будут отображаться ценностные ориентиры поведения персонала организации, «фирменный» подход к работе с персоналом. А также нормативные параметры, то есть, методики отбора кандидатов на должности, методики оценки и проведения аттестации персонала, описание мотивационного механизма. А также технологии обучения персонала, стандарты деловых документов, образцы анкетирования по проблемным вопросам, которые волнуют персонал и тому подобное.

Кодекс по адаптации является дополняющие документом в Кодекс корпоративной культуры, в котором ценности, система взаимоотношений и правил поведения, ритуалы, традиции описываются в соответствии с философией. Которую исповедует организация, и благодаря этому будет обеспечено системный подход к адаптации персонала.

В отличие от теоретических, прикладные аспекты управления персоналом требуют ежедневного внимания. А сами эйчары должны постоянно искать новые формы и методы работы с персоналом.

Похожее ...