Социально ответственное поведение работодателя

sotsialno-otvetstvennoe-povedenie-rabotodatelya

Социально ответственное поведение работодателя

Вопросы социальной ответственности работодателя уже долгое время остается в числе актуальных. Преимущественно дискуссия продолжается относительно возможностей встраивания концепции социальной ответственности в функционирование предприятия, однако высказываются и мнения о необходимости отказа от принципа приоритетности получения прибыли как основы функционирования коммерческих субъектов ведения хозяйства, коренного изменения основ функционирования. В частности Д. Верба в своей работе «Теоретические основы исследования социальной ответственности работодателя» к социальной ответственности относит только те мероприятия, которые основаны именно на отказе работодателя от этого принципа, а именно: «Пока целевой функцией деятельности предпринимателя остается максимизация прибыли (в кратко- или долгосрочном периоде), все изменения параметров работы (независимо от того, направлены они на улучшение или ухудшение условий наемных работников) является лишь средствами реализации экономического интереса работодателя». Однако, на наш взгляд, с такой позицией нельзя согласиться, поскольку противоположность интересов двух основных сторон социального партнерства (роботодателя и наемных работников) не должна решаться за счет только одной из сторон, прогресс в этом направлении должен осуществляться на паритетной основе . Поэтому неприемлемо требовать существенных изменений основ функционирования предприятия как условия признания его стратегии в области социальной ответственности.

Читайте также  Особенности сотрудничества работодателя с кадровой службой

В этом контексте интерес вызывает поиск проявлений социально ответственного поведения работодателя в функционировании системы социального страхования. Возможны три гипотезы о результатах сравнения института социальной ответственности работодателя и института социального страхования: взаимодополнения, дублирование, разная направленность этих двух институтов. На наш взгляд, гипотеза о разной направленности указанных институтов является неправильной. Считаем, что рассматриваемые институты одинаково направленными, а именно направленными на смягчение конфликта интересов работодателей и наемных работников. Разница заключается в методологических основах достижения этой цели. Во-первых, институт социальной ответственности работодателя основанный на принципах добровольности, в противовес этому институт социального страхования основан на общеобязательное ‘языковых началах. Во-вторых, финансовой основой социальной ответственности работодателя является добровольно создаваемые им резервные фонды, из которых покрываются расходы на реализацию выбранной работодателем стратегии социальной ответственности. При этом финансовой основой системы социального страхования является сеть фондов, функционирующих на страховых принципах и наполняются за счет обязательных страховых взносов работодателей и наемных работников. В-третьих, формы социальной ответственности работодателя не четко определены (например, меры, осуществляемые работодателем для реализации собственной стратегии социальной ответственности, никак не регламентируются и определяются по выбору работодателя). В то же время формы функционирования системы социального страхования четко определены. Как следствие, сфера социального страхования более доступной для оценки процесса и результатов собственного функционирования, чем сфера социальной ответственности. Две следующие тенденции (взаимодополнения, дублирование) основаны на признании факта одинаковой направленности указанных институтов и единства целей и задач, а разница заключается лишь в положительной или отрицательной оценке такого положения вещей. При положительной оценки избирается гипотеза взаимодополнения, в противном случае — гипотеза дублирования. Одинаковая направленность рассматриваемых институтов имеет положительную оценку, поскольку чем больше внимания уделяется смягчению заложенных в трудовых отношениях противоречий, тем больше оснований ожидать повышения экономической эффективности взаимодействия как с точки зрения работодателя, так и с точки зрения наемного работника.

Похожее ...