Проблемы нематериального стимулирования

Проблемы нематериального стимулирования

Проблемы нематериального стимулирования

Развитие персонала, как потенциальная часть менеджмента малых и средних предприятий, сегодня столкнулся с рядом препятствий, которые мешают росту индивидуальной эффективности.

Прежде всего — это непонимание руководителями предприятий (или руководителями их HR-служб) возможной отдачи от инвестиций в интеллектуальный капитал предприятия, и учета ими только прямого экономического эффекта от такого рода инвестиций.

В тех случаях, когда целесообразность развития персонала понятна для руководства предприятия возникает проблема в расчете соответствующих показателей

Развитие интеллектуальной активности персонала, даже методами нематериального стимулирования, требует денежных вливаний в тех или иных формах. Но видимой отдачи в денежной форме от подобных инвестиций нет. То есть рентабельность инвестиций посчитать очень сложно.

В этом случае нужно учитывать социальные эффекты, эффект от увеличения инициативности и производительности труда, эффект от создания и накопления интеллектуального капитала предприятия. Итак, существует значительный экономический эффект от инвестиций в развитие интеллектуальной активности персонала, но не как прямое следствие, а как производная от вышеперечисленных эффектов.

Например, следствием развития персонала, в частности повышение его квалификации, применение нематериальных методов стимулирования интеллектуальной деятельности, обращаются не к низшим (физиологических) потребностей личности, а с потребностями самовыражения и компенсации внутриличностных потребностей, является увеличение общей производительности труда, увеличение инициативности и интеллектуальной активности,

А также создание первичного интеллектуального капитала предприятия и его дальнейшее накопление

  • Увеличение производительности труда можно измерить в денежном эквиваленте, а значит, есть видимый экономический эффект (Э) .;
  • Увеличение инициативности и интеллектуальной активности персонала ведет к созданию и накопление интеллектуального капитала предприятия (Е ‘). Экономический эффект в первой производной;
  • Итак, создан и накопленный интеллектуальный капитал (здесь имеем в виду совокупность стоимости инновационных разработок, НИОКР, стоимость интеллектуально-производственного потенциала персонала) можно оценивать в денежном измерении. Есть экономический эффект во второй производной (Е ‘).
Читайте также  Процесс принятия решения работодателем

Кроме того, одной из важных проблем в данной сфере является длительный срок окупаемости инвестиций в развитие персонала, в частности в его интеллектуальный потенциал. Возникает серьезная проблема неуверенности в завтрашнем дне. Если учесть особенности современной украинской экономики, и структуру отечественного рынка труда, существует проблема текучести кадров. Причем текучесть кадров гендерно имеет различные причины. Так, например, среди мужчин в основном причинами увольнения является поиск новых, более привлекательных, источников финансирования, особенно в период создания семьи. А среди — это женщин декретные отпуска, по окончании которых очень часто меняется ситуация на рынке труда, и на предприятии, в соответствии предварительное трудоустройства обычно сильно затруднено.

Следовательно, в силу вышеперечисленных факторов увеличивается шанс наступления и вес рисков инвестирования в развитие интеллектуальной активности персонала в условиях современной экономики

Одним из решений данной проблемы является стимулирование интеллектуальной активности путем капитальных инвестиций в повышение квалификации и обучение персонала. А путем создания соответствующих факторов заинтересованности (с помощью методов нематериального стимулирования) и факторов окружения (с помощью создания соответствующих условий труда). Поскольку они в совокупности могут составлять до 40% факторов, которые влияют на интеллектуальную активность персонала.

Читайте также  Социально ответственное поведение работодателя

Такие методы требуют меньших денежных затрат, но поглощают больше времени, в отдельных случаях требуется введение отдельной должности HR-менеджера.

Таким образом, можно обеспечить не меньшее влияние на развитие интеллектуальной активности персонала чем с помощью капитальных вложений в образование. С меньшими затратами ресурсов (как материальных, так и нематериальных), и более быстрым результатом.agenstvopersonala083

Но такой подход будет достаточным лишь на начальных этапах развития персонала и формирование интеллектуального капитала предприятия

Нужно сочетать данные виды инвестиций, ведь инвестиции в образование персонала имеют высшую окупаемость. При десяти процентном повышении уровня образования суммарная производительность вырастет на 8,6%. Для сравнения: при таком же повышении основных фондов производительность повысится лишь на 3,4%.

Направление инвестиций в развитие интеллектуальной активности является очень перспективным, особенно в наукоемких предприятиях. Доля которых с каждым днем становится больше. Так, например, разработка авторского программного обеспечения занимает 80% прибыли на рынке компьютерной техники по сравнению с 20% доходов от сбыта самого оборудования. Несмотря на то, что интеллектуальная активность не имеет как таковой прямой себестоимости (себестоимость продукта интеллектуальности измеряется только время и интеллектуальной и творческой зрелостью персонала). А основные расходы в этом направлении расходы на стимулирование персонала к увеличению интеллектуальной активности — нематериальная составляющая такого стимулирования может иметь небольшую стоимость в денежном выражении. Но достаточно большой результирующий показатель стимулирования.

Похожее ...