Стимулирование субъектов хозяйствования к активизации инвестирования в человеческий капитал

Стимулирование субъектов хозяйствования к активизации инвестирования в человеческий капитал

Стимулирование субъектов хозяйствования к активизации инвестирования в человеческий капитал

Современные мировые тенденции становления экономики инновационного типа и развития информационного общества обусловлены обострением глобальной экономической конкуренции и динамическими трансформационными тенденциями окружающей среды, что приводит к необходимости повышения организационно-технического уровня производства и увеличения удельного веса инновационной продукции в ВВП. Интенсивность развития науки и высокотехнологичного производства усиливает требования к качеству трудовых ресурсов и обосновывает целесообразность создания непрерывной системы профессионального развития работников промышленных предприятий. При таких условиях, возникает потребность во внедрении на отечественных предприятиях нового подхода к управлению персоналом, основой которого должна стать отношение к профессиональному и социальному развитию персонала не как к затратам, а как к долгосрочным инвестициям в человеческий капитал.

Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что основным фактором реализации стратегии повышения конкурентоспособности любого предприятия, в условиях жесткой конкуренции, выступает интенсивное инвестирование в накопления и развитие человеческого капитала. Ведущая роль в процессе обеспечения формирования и развития человеческих ресурсов должна принадлежать государству, имеет обширные возможности и необходимые организационные ресурсы для прямого и косвенного влияния на этот процесс с помощью внедрения действенных механизмов политики в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, обороны и тому подобное. Вместе с тем, в нынешних условиях нестабильности экономики и ограничения финансовых возможностей, государство не в состоянии за средства госбюджета осуществлять в полном объеме инвестирования профессионального и социального развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями современного производства, поэтому это должно реализовываться непосредственно за счет субъектов хозяйствования и самых владельцев человеческого капитала. В таком случае, государство обязано влиять на активизацию инвестиционных процессов в направлении накопления и развития человеческого капитала через осуществление регулирующей и стимулирующей функций, а также путем внедрения мер финансового, организационно правового и мотивационного характера.

Одним из важнейших экономических рычагов государственного регулирования инвестиционных процессов в направлении накопления и развития человеческого капитала является налоговая политика государства. Которая определяется как нерегулируемый политико-правовой фактор и может оказывать как сдерживающий, так и стимулирующее влияние на осуществление субъектами хозяйствования процессов инвестирования в человеческий капитал. Это объясняется тем, что налоговая нагрузка влияет на уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия и, тем самым, побуждает или сдерживает субъектов ведения хозяйства к совершению каких-либо инвестиционной деятельности, в том числе инвестиций в человеческий капитал. Итак, чрезмерная налоговая нагрузка вызывает ограничение финансовых и инвестиционных возможностей предприятий и заставляет их выбирать быстро окупаемые инвестиционные проекты, оставляя без внимания инвестиции в человеческий капитал, которые имеют долгосрочный стратегический характер и которые, по мнению многих ведущих ученых, является более важным источником экономического роста инвестиции в физический капитал. В связи с этим, государство должно стимулировать и побуждать субъектов хозяйствования к оживлению процессов инвестирования в человеческий капитал с помощью предоставления преференций и налоговых кредитов, как это практикуется в большинстве развитых стран мира, в которых на законодательном уровне не только прописаны конкретные налоговые механизмы по повышению экономической заинтересованности работодателей к инвестированию в профессиональное развитие работников, но также соответствующими законами утвержден обязательный характер указанных этих выплат и направлений их использования.

Читайте также  Проблемные аспекты занятости молодёжи

Так, в Великобритании и Франции применяется налоговая схема «налог + дотация» к тем предприятиям, которые осуществляют инвестиции в профессиональное развитие собственного персонала. Согласно этой схеме предусматривается установление фиксированного налога на профессиональное обучение работников на производстве от общего фонда заработной платы предприятия. Расходы работодателей на профессиональное развитие персонала возвращается государством по представлению обоснованных счетов. В случае, когда предприятие выделяет меньше средств на профессиональное развитие работников, чем предусмотрено фиксированным налогом, разница средств остается в бюджете. В таких странах как Бельгия, Дания и Нидерланды работодатели совместно с профсоюзами при содействии правительства формируют специализированные фонды по развитию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, условия использования которых и размер взноса предусматриваются коллективными договорами. Например, в Дании фонд содействия обучению трудовых ресурсов формируется за счет отчислений работодателей в размере 8% -го налога на валовой фонд оплаты труда, а также взносов профсоюзов и правительственных субсидий. Несколько иной подход по стимулированию работодателей в направлении оживления и поддержки инвестирования в человеческий капитал практикуется правительством США, а именно: предприятия, которые за свой счет финансируют профессиональное развитие молодежи, имеют право на полное освобождение от уплаты налогов.

Как показывает опыт ведущих стран мира, с целью активизации процессов инвестирования в профессиональное развитие трудовых ресурсов, на законодательном уровне используется целый ряд эффективных стимулирующих методов, а именно:

— Установление обязательного фиксированного налога на нужды обучения работников от общего фонда оплаты труда персонала предприятия;

— Направление работодателями средств, в соответствии с определенным законодательством порядке, в специализированные фонды по содействию профессиональному развитию трудовых ресурсов;

— Предоставление государственных преференций и дотаций или уменьшение размера налогов предприятий, за собственные средства осуществляют профессиональное обучение своих работников и молодежи.

Таким образом, мировой опыт в сфере государственной политики по активизации и поддержки инвестирования профессионального развития трудовых ресурсов должна стать примером для усовершенствования отечественной законодательной базы по обеспечению высокого качества и конкурентоспособности человеческого капитала как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Закон должен улучшать ситуацию на отечественном рынке труда, стимулировать работодателей к осуществлению инвестирования средств в создание новых рабочих мест и финансирования профессионального развития персонала и молодежи, в результате чего улучшится инвестиционный климат в государстве в целом. Путем предоставления компенсаций и льгот предприятиям, которые создают рабочие места и способствуют профессиональному развитию молодежи, образуются благоприятные условия для формирования механизма активизации процессов инвестирования в человеческий капитал на уровне предприятия.

Читайте также  Эффективные инструменты по оценке уровня лояльности сотрудников

Формирование действенного механизма активизации процессов инвестирования в развитие человеческого капитала должно основываться на принципах социальной сплоченности, сбалансирование интересов всех участников инвестиционного процесса и результативности. Поэтому важно полнее использовать потенциал социального партнерства для стимулирования инвестиций в профессиональный и социальное развитие работников. Все субъекты взаимодействия (государственные органы, работодатели, учебные заведения, профессиональные союзы и другие общественные организации) должны взять на себя часть ответственности за увеличение объемов инвестирования в накопление и развитие человеческого капитала, а также за повышение его качества и конкурентоспособности.

Настройка результативного взаимодействия между рынком труда и образования через формирование партнерских отношений позволит уменьшить расходы работодателей на повторное обучение молодых специалистов и рабочих при принятии их на работу, создаст благоприятные условия для трудоустройства молодежи, а также повысит уровень заинтересованности работодателей в инвестировании средств на цели профессионального развития персонала. Для формирования партнерских отношений между предприятиями и учебными заведениями необходимо: совместно планировать направления взаимодействия; обеспечивать финансирование приоритетных проектов; развивать материально-техническую базу учебного процесса; внедрять в учебный процесс новые методы организации труда; повышать мотивацию по обеспечению непрерывного обучения в течение всего периода трудовой деятельности и т.д.. Роль государства в формировании социального диалога по вопросам развития трудовых ресурсов заключается во внедрении долгосрочной стратегии создания благоприятных условий для осуществления инвестиционных процессов на основе согласования интересов всех без исключения сторон социально-трудовых отношений и достижения экономического и социального результатов.

Достижения устойчивого экономического роста и внедрения инновационной модели развития экономики обусловливает необходимость формирования действенного механизма активизации инвестиционных процессов в направлении формирования, накопления и развития человеческого капитала, который должен учитывать особенности принятия решений на трех уровнях управления: государственном, уровне предприятия и отдельного индивида. В связи с этим, для формирования указанного механизма необходимо осуществить ряд мероприятий, которые бы носили стимулирующий характер, а именно:

— Ввести благоприятный инвестиционно-налоговый режим для предприятий, которые постоянно инвестируют средства в развитие человеческого капитала, путем предоставления им преференций и налоговых кредитов;

— Осуществлять государственную поддержку развития человеческого капитала путем формирования соответствующего правового поля и предоставления субъектам хозяйствования дотаций и субсидий в целях профессионального развития трудовых ресурсов;

— Определить возможности и пути внедрения ведущего мирового опыта по финансированию профессионального развития трудовых ресурсов за счет предусмотренных законодательством обязательных отчислений с доходов предприятий в специализированные фонды по содействию профессионального обучения;

— Сформировать благоприятные условия для налаживания функционирования социального партнерства между всеми участниками процессов формирования, накопления и развития человеческого капитала.

Похожее ...