Социальное партнерство в рыночной экономике: опыт европейских стран

sotsialnoe-partnerstvo-v-ryinochnoy-ekonomike-opyit-evropeyskih-stran

Социальное партнерство в рыночной экономике: опыт европейских стран

Развитие современных экономических систем связан со становлением и развитием институтов, важное место среди которых занимает институт социального партнерства, формируется путем объединения усилий государства, союзов работодателей, профессиональных союзов, профессиональных и других общественных организаций.

Социальное партнерство обеспечивает компромисс между существующими социальными группами и способствует реализации в рыночных условиях социальных отношений.

Для системы социального партнерства европейских стран характерные черты взаимодействия, взаемозаинтересованости, наемных рабочих и работодателей при решении проблем, связанных с заработной платой, премированием, созданием качественных условий труда, осуществлении кадровой политики и тому подобное. Спорные вопросы изучаются согласительным органом и превращают конфронтационные трудовые отношения в консенсусные, партнерские.

Социальное партнерство характерно для функционирования развитых социальных рыночных экономик, среди которых различают следующие модели: континентальная, англосаксонская, скандинавская, средиземноморская.

Континентальная модель содержит развитые системы социального страхования и социальных трансферт для неработающих членов общества. Экономические и социальные цели в экономической политике государства имеют равноценное значение, снижает социальную конфликтность и уменьшает имущественную дифференциацию. Через государственные бюджеты перераспределяется до половины валового внутреннего продукта (ВВП), страховые фонды формируются в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление обеспечить высокую занятость. Главной спецификой модели является то, что корпоративно-профессиональную основу составляют коллективные договоры. Такая модель характерна для Австрии, Бельгии, Нидерландов, Германии, Швейцарии.

Читайте также  Социальная инфраструктура и направления ее развития в сельской местности

Англосаксонская модель имеет следующие особенности: незначительное вмешательство государства в систему распределения и перераспределения доходов, минимум социальных гарантий со стороны государства, приоритет экономических целей над социальными. Через государственный бюджет перераспределяется до 40% ВВП. Государство не разводит эффективную политику занятости, социальные услуги предоставляют, как правило, частные компании и общественные организации. Эта модель способствует формированию стимулов для роста эффективности и доходов, но в ней меньше внимания уделено заботе о благосостоянии населения. Указанная модель существует в США, Канаде и Великобритании.

Скандинавская модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) характеризуется тем, что социальные цели преобладают над экономическими

Существует разветвленная система социальных гарантий, социальной помощи и страхования. Для этой модели характерно отношение к социальной политике как цели экономической деятельности государства. Доля ВВП, которая перераспределяется через государственный бюджет, составляет около 60%. В осуществлении социальной политики наблюдается доминирование идей равенства и солидарности. Основная доля социальных расходов относится как центральным, так местным органам власти, которые осуществляют финансирование социальных расходов за счет налоговых поступлений госбюджета. Следует обратить внимание на широкое участие населения в решении социальных проблем и социальную сплоченность общества.

Читайте также  Проблемы взаимодействия субъектов государственного и регионального регулирования рынка труда

Средиземноморская или южно-европейская функционирует в Греции, Италии, Испании, где доля ВВП, которая перераспределяется через государственный бюджет колеблется в пределах 40-60% ВВП. Социальная политика направлена на защиту неконкурентоспособных граждан и не имеет солидарного характера. В этих странах более характерно использование определенных общественных организаций для выполнения социальных функций. Система налогообложения является более умеренной: уровень налогообложения относительно ВВП составляет 38-40%.

Отечественная экономика требует не только решения социальных проблем, но и формирование доверия, уверенности, гарантий, достойного уровня воспроизводства рабочей силы, развития медицинского и пенсионного страхования. Профессиональные союзы утратили роль защитника интересов рабочих, другие общественные организации вступают в силу. Задача состоит в консолидации их усилий с целью возникновения нового института — института социального партнерства.

Похожее ...