Социально-психологические методы формирования инновационной организационной культуры

sotsialno-psikhologicheskie-metody-formirovanie-innovatsionnoy-organizatsionnoy-kultury

Социально-психологические методы формирования инновационной организационной культуры

Трансформационные процессы, которые происходят в современной экономической системе на фоне процесса глобализации, требуют внедрения новых подходов к управлению предприятиями, с целью обеспечения их высокой эффективности и конкурентоспособности. Один из таких подходов заключается в учете руководством предприятий особенностей инновационной составляющей организационной культуры и определении методических основ ее формирования.

К социальным методам относятся:

  • методы социального регулирования — это критика и самокритика, социальное планирование, обычаи и традиции, обмен опытом;
  • методы социального нормирования — это правила внутреннего распорядка, уставы общественных организаций, правила служебной этики и этикета, кодексы чести, формы дисциплинарного воздействия;
  • методы морального стимулирования — это объявление благодарностей, присвоение почетных званий, предоставления дополнительных социальных благ.

К психологическим методам управления ученые относят:

  • методы гуманизации труда — методы, направленные на улучшение эстетических условий труда путем дизайна рабочего места, использование психологического воздействия цвета, музыки, освещения, использования современных технических средств труда и т. д.;
  • методы комплектования трудовых коллективов базируются на использовании социометрического тестирования, с помощью которого устанавливают симпатии в коллективе, психологическую добросовестность и прочее;
  • методы психологического побуждения направлены на формирование у работников мотивов к высокопроизводительному труду в результате развития инициативы и предприимчивости;
  • методы профессионального отбора и обучения — включают отбор людей, обладающих такими психологическими характеристиками, в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе.
Читайте также  Реструктуризация: необходимость, принципы осуществления, критерии эффективности

Социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и четко определенного влияния. Эти методы предполагают, что в определенных пределах, свободу индивидуального выбора характера действий и поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей работников. Точно установить силу и конечный эффект воздействия указанных методов довольно трудно. Однако, в целом, данные способы управления занимают ведущее место в управлении персоналом.

Читайте также  Регулирование внешней трудовой миграции

Практика свидетельствует о жизненной необходимости использования социально-психологических методов на всех уровнях управления. Реализация этих вопросов позволит в конечном итоге сформировать высокообразованного специалиста по высоконравственным, гуманистическим и демократическим мировоззрением; человека, который несёт ответственность за социальные последствия своей деятельности, умеет реализовать себя в жестких условиях рыночной экономики и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Итак, социально-психологические методы формирования организационной культуры способствуют созданию положительных взаимоотношений между сотрудниками, удовлетворению социальных и духовных потребностей, повышению активности и инициативности работников. Учитывая вышесказанное, в условиях выбора европейского вектора экономического развития формирования инновационной организационной культуры предприятия является результатом оптимального подбора системы социально-психологических методов менеджмента, адаптированной к новым вызовам времени.

Похожее ...