Сохранение качества человеческого потенциала

sokhranenie-kachestva-chelovecheskogo-potentsiala

Сохранение качества человеческого потенциала

Экономический рост связан с коренными изменениями в структуре занятости и повышением производительности труда. Становятся шире возможности для трудоустройства в промышленности и секторе услуг; уровень занятости в сельском хозяйстве уменьшается характер труда в традиционных отраслях изменится, поскольку в условиях увеличения затрат на рабочую силу в сочетании с научно-техническим прогрессом краеугольным камнем экономического успеха становится инновационная деятельность. Такие тенденции предъявляют новые требования к образовательному уровню работников, их квалификации. В то же время в условиях становления экономики знаний основным предметом труда и ее продуктом становится информация и дальнейшее приращение знаний. Очевидно, что в мировом масштабе сейчас большим спросом пользуются не просто специалисты с высшим образованием и набором профессиональных навыков, но и лица, способные постоянно овладевать новыми знаниями, динамично учиться, с интеллектуальным потенциалом и желанием развивать свои способности. Таким образом, наиболее ценной составляющей качества человеческого потенциала как экономической категории в информационно-глобализированном обществе становится способность накапливать, использовать и приумножать знания.

Экономический прорыв стран Восточной Азии свидетельствует о том, что в основе его лежит комплексный подход к развитию человеческого потенциала, который в знаниевой экономике является основным богатством страны. Такой подход охватывает широкий спектр мероприятий сохранения качества человеческого потенциала: демографическую, образовательную политику, здравоохранение, политику занятости, социальное обеспечение и др. Ярким примером является стремительный расцвет Сингапура, где меры выхода из экономической отсталости были направлены не только на развитие образования и высокотехнологичных отраслей, но и социально-культурную политику. Это свидетельствует в пользу расширенного подхода к пониманию инновационного вектора развития экономики, включая не только развитие высокотехнологичных отраслей, «мягких» технологий, инвестиций в образование и науку, но и создания инноваций в социальной сфере. Это предусматривает внедрение новых подходов к государственному управлению, здравоохранения, занятости, социальных услуг, социальных взаимодействий общества.

Читайте также  Важность работы в жизни человека

В период интенсификации научно-технических разработок, рост объема информации и ее быстрого обновления в условиях инновационного вектора развития экономики вопрос компетенции работника становится определяющим фактором успеха отдельной организации или национальной экономики в целом. При этом компетенция состоит из знаний и опыта и вектор времени в данном случае имеет противоположно направленное действие — если опыт накапливается при условии занятости, то знания «стареют». Установлено, что 50% снижение компетентности связано с периодом «полураспада» знаний, которое в инженерных специальностях при современных темпах обновления информации наступает через 5 лет, в области медицины, образования — через 4. То есть в некоторых случаях темпы морального старения знаний является быстрее, чем процесс их получения. Есть области знаний, где период полураспада составляет несколько месяцев (программное обеспечение, информационные технологии). В дискурсе исследования вопроса сохранения качества человеческого потенциала важно сокращение периода неиспользования полученных знаний, особенно в тех видах деятельности, где они быстро «стареют».

Важным направлением сохранения качества человеческого потенциала в условиях быстрых изменений и высокого темпа научно-технического прогресса является формирование прикладных компетенций будущего работника в течение теоретического обучения. Это направление предусматривает приобретение опыта практической деятельности при обучении, интеграцию производства и образования, возможно благодаря налаживанию сотрудничества между предприятиями и учебными заведениями. Такое взаимодействие имеет носить не формальный характер, а отражать двустороннюю заинтересованность в формировании компетенций специалиста, который будет определенный опыт работы по окончании учебного заведения и благоприятные условия трудоустройства.

Читайте также  Найдите себе работу по душе

Образовательная сфера в условиях глобального инновационного развития, пятого технологического перехода должна обеспечивать гибкость подготовки специалистов, формировать ценностные установки и готовность к обновлению знаний, удовлетворять требования студентов в знаниях, преподавателей — в самореализации, работодателей — в специалистах. Для этого в образовании необходимо реализовать комплекс мероприятий.

  1. Деформализации образования (введение гибких программ подготовки, форм обучения, содействие широкому доступа в учебные заведения и индивидуализация обучения способной и талантливой молодежи, адаптация учебных программ к требованиям рынка труда и соответствие их цели обучения в условиях необходимости подготовки и переподготовки на протяжении жизни, другое) .
  2. Децентрализация управления образованием, в то же время широкое внедрение контроля качества образования с помощью рыночных механизмов, конкуренции в сфере образования, повышение ответственности учебных заведений за качество подготовки специалистов.
  3. Налаживание более тесной связи между рынком труда и системой образования через инфраструктуру рынка труда, институт профориентации, в том числе и ранней, мониторинг трудоустройства выпускников, распространение практики совмещения учебы с профессиональной деятельностью и тому подобное.

Таким образом, закладываются основы сохранения качества человеческого потенциала как в краткосрочной так и долгосрочной перспективе по изменению образовательной компоненты в сторону пространственного перемещения носителей образовательного потенциала и не целевого ресурса.

Похожее ...