Развитие способности к креативности

razvitie-sposobnosti-k-kreativnosti

Развитие способности к креативности

В настоящее время наиболее распространенным способом использования (предъявления) визуальных образов в медиа-образовании является включение их в электронные учебные презентации, которые могут использоваться для проведения лекционных и практических занятий. Преимущества презентаций, насыщенных изображениями:

  1. Анимированные изображения и виртуальные имитации могут приблизить процесс обучения к реальному миру. Именно поэтому студенты предпочитают изображения или тексты с изображениями (рисунками, схемами, диаграммами или анимацией).
  2. За один раз можно обработать значительный объем информации, представленной в графической форме, переключить внимание от одной части изображения к другой намного проще, нежели от одной части текста к другой.
  3. Когда объем информации, которую необходимо обработать, чрезвычайно велик, упрощение обработки путем перевода многомерных данных в динамичную визуальную презентацию может быть единственным способом справиться с таким потоком информации, что позволяет закрепить информацию в памяти разными способами.
  4. Презентация, насыщенная визуальными образами, позволяет закрепить информацию в памяти разными способами.

В практике существуют две формы представления информации в нашей памяти. Одна является преимущественно словесной, другая — зрительно-пространственной. Представление изображений и текста может улучшить запоминание представляемых идей, потому что у нас останутся «двойные следы» в памяти об идеях, упомянутых в учебном тексте.

Исследования показали, что визуальная компонента образования, в том числе с использованием технологий масс-медиа, строится в лучшем случае на чисто иллюстративном материале, предполагающем не аналитическую работу с представленным образом, а лишь запоминание его с целью создания у студентов более-менее яркой ассоциации со словесным или численным материалом и при таком подходе к использованию визуальных образов мы не можем рассчитывать на создание условий для творчества.

Наши исследования о разделении изображений на декоративные иллюстрации и репрезентативные, систематизирующие и интерпретативные показали, что декоративные иллюстрации приводили лишь к незначительным улучшениям в обучении, а в некоторых случаях оказывали отрицательное воздействие на процесс.

Читайте также  Чем недовольны сотрудники на рабочем месте - 6 раздражающих факторов

Второй причиной, предостерегающей от чрезмерного увлечения иллюстративными визуальными образами в презентации, мы считаем тот факт, что изображения или анимация могут сделать процесс получения знаний слишком «легким»: у студентов может возникнуть иллюзия, что они почерпнули всю возможную информацию из изображения, даже если не потратили времени на размышления о полученной информации. Необходимо понимать, что значительно большую пользу приносит практическая ситуация, когда студенты вынуждены дополнить или самостоятельно воссоздать образ.

Следует особо выделить необходимость установления соответствия между знаниями студентов и количеством визуализации, с которым он сможет справиться самостоятельно, чтобы создать правильную ментальную модель изучаемой темы. Необходимо помнить и о том, что целью учебной презентации является создание у студентов соответствующего ментального представления информации. А для создания и построения правильной концептуальной или визуальной объяснительной модели студенту потребуется приложить определенные усилия, следовательно, необходимо и достаточное количество времени.

Оценивая используемые в электронной презентации изображения как с точки зрения пользы для развития креативности, так и с позиции эффективности учебной коммуникации, следует предпочесть символические или абстрактные образы. Хотя реалистические изображения легче обработать и они кажутся наиболее «привлекательными», существует лишь малая вероятность того, что они могут передать концептуальные знания тому, кто смотрит на такие изображения. Студентам были представлены либо изображения действующих сертификатов соответствия, либо схематическая модель их порядка выдачи. На обработку схематичной абстракции потребовалось больше усилий, но такие усилия прямо пропорциональны запоминанию важных отношений и элементов.

Читайте также  Планирование в деятельности менеджера (управляющего)

Следовательно, если брать за основу принцип, согласно которому активная обработка информации лучше, особенно если студенты вынуждены создавать свои собственные ментальные информационные модели, то абстрактные модели и незавершенные источники визуальной информации наиболее полезны, нежели реалистичные изображения. Используемые визуальные образы должны оставлять простор для работы творческого изображения.

В подтверждение тому, мы обнаружили, что в качестве основы развития творчества студента визуальное мышление, поскольку способность оперировать образами имеет прямое отношение к формированию его интуитивного опыта, умения взглянуть на нестандартную ситуацию под новым углом зрения, готовности опираться на собственное воображение в условиях недостатка информации.

«Теория разумного глаза», активно развивающаяся в последнее время, позволяет посмотреть на принцип наглядности обучения с новых позиций: речь идёт не просто об опоре на наглядные впечатления студентов, но и о формировании его образного опыта. Согласно этому, назрела необходимость перейти от наивного использования наглядности, как средства повышения эффективности проведения занятий, к формированию визуальных знаковых понятий, которые по своему объему, степени обобщенности могут не уступать привычным понятиям».

Итак, мы определили условия, при которых электронные презентации, насыщенные визуальными образами, способствуют не только лучшему пониманию учебного материала, но и развитию креативности: количество визуальных образов, которые используются в рамках одного занятия, не должно быть чрезмерным: у студента должно быть время на построение ментальной модели изучаемой темы; следует избегать иллюстративного подхода — предпочтительнее символические или абстрактные образы, используемые визуальные образы должны оставлять простор для работы творческого воображения; особенно полезны практические ситуации, когда студенты вынуждены создавать свои собственные ментальные информационные модели, эффективно также использование визуальных образов-символов для создания эмоционально-образных проблемно-поисковых ситуаций.

Похожее ...