Проблемы взаимодействия субъектов государственного и регионального регулирования рынка труда

Проблемы взаимодействия субъектов государственного и регионального регулирования рынка труда

Проблемы взаимодействия субъектов государственного и регионального регулирования рынка труда

Регулирование рынка труда как составной общей системы занимает одно из центральных мест в решении проблем обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов и требует глубоких теоретических исследований.

Все явления и процессы, которые происходят на рынке труда, прямо или косвенно влияют на состояние экономики региона и страны в целом. Экономическая система региона влияет на рынок труда, а изменения на рынке труда влияют на изменения всех рынков факторов производства.

Создание действенной системы регулирования сферы занятости является составляющей государственной социальной политики

Сфера занятости выступает как один из основных объектов регионального управления, поскольку она безусловно является одной из ключевых подсистем региона.

Вопрос государственного и регионального регулирования рынка труда и занятости в регионе и разработка направлений их совершенствования с целью достижения балансов интересов субъектов рынка труда на принципах социального партнерства остаются достаточно актуальными.

Целью данного исследования является обоснование приоритетных направлений взаимодействия субъектов регулирования рынка труда на региональном уровне.

Рынок труда является сложной системой общественных отношений, в которой происходит:

— обмен труда человека на средства, необходимые для поддержания соответствующего уровня ее жизнедеятельности;
— система взаимодействия потребителей труда и ее поставщиков;
— механизм согласования интересов работодателей как предъявителей спроса на рабочую силу и наемных работников в качестве продавцов рабочей силы.

Основными проблемами, которые характеризуют современный рынок труда, являются:

— диспропорции между спросом и предложением рабочей силы;
— высокая средняя продолжительность безработицы;
— неэффективная занятость;
— обострение проблемы обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами;
— увеличение неформальной занятости;
— недостаточное количество созданных рабочих мест и т.д..

Вместе с тем, макроэкономическое регулирование рынка труда не может охватить всех его аспектов, учесть особенности территорий. Поэтому очень важным уровнем регулирования рынка труда является региональный. На этом уровне изучают состояние рынка труда. Соотношение спроса и предложения рабочей силы с учетом специфики каждого региона.

Механизм регулирования рынка труда включает в себя четыре группы мер по активизации рынка труда, а именно:

1) по стимулированию предложения труда (содействие профессиональной подготовке, трудоустройству, занятости, в том числе самозанятости, скоординированная миграционная политика, дифференцированная система оказания помощи и т.п.);

2) по стимулированию спроса на труд (создание новых рабочих мест, субсидирование занятости, организация общественных работ и т.п.);

3) по согласованию спроса и предложения рабочей силы (информационная и консультативная деятельность для лиц, ищущих работу, профессиональное тестирование, различные программы профессиональной реабилитации и т.п.);

4) по оказанию помощи региональному развитию (финансовая, информационно-консультативная помощь предпринимательству, региональные программы занятости и т.п.).

Реализацию данного комплекса мероприятий возложена на областные, городские и районные центры занятости. Именно на региональном уровне есть возможность дифференцированно подходить к совершенствованию механизмов регулирования рынка труда. А также осуществлять организационно-методическое обеспечение реализации политики занятости и развития рынка труда в конкретном регионе.

Возможности сбалансированного развития региональных рынков труда в значительной степени зависят от комплексности решения неотложных проблем и согласованности действий на разных уровнях управления.

С целью усовершенствования механизма взаимодействия государственного и регионального регулирования рынка труда и занятости населения при разработке и внедрении региональных программ занятости важно не только основываться на государственных программах. Но и учитывать специфику задач социально-экономического развития региона

Читайте также  Планирование в деятельности менеджера (управляющего)

В частности:

— повышение эффективности использования его трудового потенциала;
— рост уровня экономической активности населения с учетом демографических и миграционных процессов, а также другие качественные характеристики трудового потенциала региона.

Важным моментом является согласование и уточнение функций исполнительных структур и их взаимодействия с государственной службой занятости. Обеспечение эффективного воспроизводства и использования производительных сил региона является одной из стратегических задач формирования и реализации региональной политики развития рынка труда.

Программы возложена на структурные подразделения облгосадминистрации, райгосадминистрации, горисполкомы, областной центр занятости во взаимодействии с объединениями работодателей и профсоюзных организаций.

Основными направлениями по улучшению ситуации в сфере занятости населения  региона определены:

  1. Расширение сферы применения труда и стимулирования заинтересованности работодателей в создании новых рабочих мест
  2. Повышение профессионального уровня и конкурентоспособности экономически активного населения
  3. Повышение мобильности рабочей силы на рынке труда и совершенствование регулирования трудовой миграции
  4. Содействие занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных конкурировать на рынке труда

Проблемным вопросом в регионе остается привлечение к труду инвалидов, трудоустройство молодежи, развитие малого и среднего бизнеса, повышение уровня самозанятости населения. А также подготовки кадров и повышения квалификации с целью обеспечения потребностей в конкурентоспособной рабочей силе отраслей хозяйства области.

Совершенствование системы регулирования рынка труда требует тесного взаимодействия субъектов управления в данной сфере на государственном уровне (внесение соответствующих дополнений в трудовое законодательство, принятие нормативных документов по регламентации трудовой деятельности малообеспеченных слоев населения). И на региональном уровне (организация Государственной службой занятости центров реабилитации, подготовки и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, усиление координации действий с Министерством труда и социальной политики и отраслевыми министерствами).

Необходимость совершенствования механизмов взаимодействия субъектов государственного и регионального регулирования рынка труда обусловлена ростом значимости региона в стране. А также структурой хозяйства, наличием ресурсов, уровнем экономического и социального развития, проблемами в сфере рынка труда и занятости населения в условиях открытой экономики и преодоления последствий мирового финансового кризиса .

Таким образом, среди проблем дальнейшего совершенствования регулирования рынка труда важное значение имеет усиление и углубление взаимодействия субъектов государственного и регионального управления

А именно концентрация усилий и ресурсов для развития и своевременного обеспечения конкурентоспособной рабочей силой потребностей приоритетных для государства и региона отраслей по признакам експортноспроможности, высокотехнологичности и значимости для экономической безопасности государства и региона. А также решения текущих и перспективных проблем развития регионального рынка труда.

Политика занятости на региональном уровне должна решать задачи по достижению стратегических и тактических целей. Более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости.

Как показывает опыт других стран, положительные результаты могут быть достигнуты при децентрализации политики занятости с целью приспособления ее к региональным условиям. Поскольку региональное регулирование повышает значение местных инициатив, местных органов власти в развитии экономики регионов в целом и развития рынка труда в частности. Практика показывает, что без регулирующей роли государственных институтов рынок труда функционирует неэффективно. И проблемы регулирования рынка труда как экономической системы потребует глубоких теоретических исследований. В то же время, регулирующее воздействие государства не должен препятствовать реализации требований эффективности социально-экономического развития территорий.

Читайте также  Мотивационные возможности аудита систем менеджмента качеством продукции предприятия

Целью государственной и региональной политики на рынке труда в стране на современном этапе развития экономики является предотвращение массовой безработицы путем обеспечения эффективной занятости населения и социальной защите.

Для достижения данной цели необходимо:

— создание условий для сотрудничества местных органов исполнительной власти и местного самоуправления,
— объединений профсоюзов и работодателей, общественных организаций,
— представителей местных общин для разработки региональной политики не только в сфере регулирования занятости, но и разработка комплексной политики развития регионального рынка труда. Которая бы учитывала задачи экономического и социального развития в комплексе с мерами развития приоритетных сегментов рынка труда и трудового потенциала территорий.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод, что регулирование рынка труда и занятости населения в стране требует разработки и внедрения нового механизма государственного и регионального регулирования развития рынка труда. Который бы сочетал комплекс рычагов законодательного, экономического, социального и административно организационного влияния на рынок труда. А также предусматривал взаимодействие государственного и регионального регулирования.

Основными мерами по совершенствованию механизма взаимодействия субъектов государственного и регионального регулирования рынка труда могут стать:

— Разработка стратегических программ создания новых рабочих мест с целью сбалансирования численности экономически активного населения с развитием приоритетных отраслей экономики;

— Создание специализированных учебных центров на базе высокотехнологичных предприятий и заключение договоров региональных служб занятости с предпринимательскими структурами с целью подготовки и переподготовки конкурентоспособной рабочей силы;

— Ориентация демографической политики на создание условий расширенного воспроизводства человеческого потенциала, обеспечения согласованности демографической и социальной политики;

— Создание условий для развития малого и среднего бизнеса, ослабление фискальной политики в отношении частной собственности и предпринимательства с целью создания рабочих мест в этом секторе и развития сегмента самозанятости населения;

— Совершенствование механизма социальной защиты и социального обеспечения безработных и лиц с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда, организация специализированных центров социальной реабилитации;

— Содействие развитию инновационных (нетрадиционных, нестандартных) форм занятости, созданию удаленных рабочих мест для отдельных сегментов рынка труда, для чего необходимо внести изменения в действующее трудового законодательства;

— Увеличение масштабов применения оплачиваемых общественных работ с учетом потребностей регионов, отраслей и предприятий в рабочей силе;

— Организация сотрудничества местных органов власти и самоуправления с работодателями, центрами занятости. А также кадровыми и рекрутинговыми агентствами, учебными заведениями и молодежными центрами с целью обеспечения молодежи рабочими местами и оказания помощи в профориентации.

agenstvopersonala092

Проблемы взаимодействия субъектов государственного и регионального регулирования рынка труда

Значение регулирования сферы занятости для социально-экономического развития и ее тесная взаимосвязь с другими подсистемами региона требует постоянных научных поисков в теоретико-методологическом обосновании приоритетных направлений улучшения ситуации в сфере регулирования рынка труда. Которая сложилась сегодня, и разработке механизмов преодоления негативных явлений и противоречий с целью сохранения социально-экономической безопасности страны и ее регионов.

Взаимодействие субъектов государственного и регионального регулирования рынка труда может обеспечить условия экономического роста и социально-экономического развития регионов страны. А также решать текущие и перспективные проблемы в сфере занятости и развития и эффективного использования трудового потенциала.

Похожее ...