Несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда

nesoglasovannost-rynka-obrazovatelnykh-uslug-i-rynka-truda

Несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда

Одним из условий стабильного развития экономики является изучение и анализ тенденций развития образования. Проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг является важной и актуальной сегодня. Без ее решения невозможно формирование качественно новой рабочей силы, обеспечение квалифицированными кадрами экономики страны.

Рынок образовательных услуг — это система отношений в рыночных условиях, по поводу купли-продажи образовательной услуги, которая в силу этого становится товаром. Важно понимать, что на данном рынке объектом купли-продажи является не самообразование, как процесс приобретения знаний, а образовательная услуга, включающая в себя комплекс материальных и нематериальных ресурсов, необходимых для процесса обучения. Рынок образовательных услуг можно рассматривать в двух аспектах: как самостоятельный элемент и как часть рынка труда.

Вопросам развития образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда в последнее время уделяется значительное внимание. Одной из проблем эффективного функционирования механизма кадрового обеспечения экономики является разрозненность интересов бизнеса, государства и учебных заведений. Это приводит к отделению рынка образовательных услуг от рынка труда.

Расхождение рейтинге популярности специальностей с распределением гарантированного трудоустройства приводит к тому, что абитуриенты при выборе учебного заведения мало учитывают фактор дальнейшего его трудоустройства.

Рынок образовательных услуг не может полностью удовлетворить спрос работодателей и оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда. Отсюда — различные оценки качества подготовки в учебных заведениях, с одной стороны, и работодателей — с другой. Повышение качества подготовки квалифицированных специалистов промышленной отрасли должно основываться на формировании действенного механизма согласованности определения текущей потребности предприятий в кадрах в соответствии с профессий и специальностей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Социально-психологические методы формирования инновационной организационной культуры

Учитывая региональную специфику и региональную потребность в специалистах, вуз должен определять объемы подготовки специалистов по определенным направлениям совместно с работодателями и с участием областного центра занятости.

Сегодня значительна несоответствие потребности рынка труда в специалистах с высшим образованием объемам их подготовки, поскольку распространение высшего образования ориентируется прежде всего не на потребности экономики, а на необоснованный спрос молодежи на определенные специальности.

Такая несогласованность образовательных услуг и рынка труда приводит к тому, что подготовленные специалисты остаются невостребованными. На сегодня самый высокий уровень безработицы (чаще всего вынужденного) наблюдается именно среди молодых людей (13,1%), что почти в три раза выше, чем уровень безработицы взрослых человек. Следствием этого является рост безработицы среди выпускников высших учебных заведений, увеличение социальной напряженности в обществе.

Одним из важных составляющих рынка труда является качество рабочей силы. Работодатели заинтересованности не только в специалистах, а прежде всего в высококвалифицированных работниках, которые владеют новейшими технологиями, знают современную технику и оборудование. И задача вуза — готовить таких специалистов. Качество подготовки зависит от многих факторов. Это и состояние учебной базы, и профессиональный уровень преподавателя, и способности и мотивация к овладению профессиональных навыков самого студента. Поэтому на государственном уровне крайне необходимо осуществить комплекс мероприятий по обеспечению экономических и социальных гарантий деятельности педагогических работников, создание условий для подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Прожиточный минимум как социальный норматив

Опыт развитых стран свидетельствует, что сбалансированности образовательной системы и потребностей рынка труда можно достичь только при условии тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон — органов государственной власти и управления, системы профессионального образования и обучения, работодателей и работников.

Именно поэтому, налаживания такой взаимосвязи требует адекватной информации об изменениях спроса на профессии и квалификации, оперативного реагирования системы образования и профессионального обучения на структурные изменения в экономике и обществе. Послужить этом поможет совершенствования экономического механизма управления качеством образовательных услуг. Действенным механизмом которого является повышение качества образования путем прогнозирования структуры специальностей, исследования требований рынка труда к компетенции выпускников, финансирование учебных заведений по результатам деятельности, аудита качества образовательных услуг.

Похожее ...