Модель целостной динамической функциональной структуры личности управленца

Модель целостной динамической функциональной структуры личности управленца

Модель целостной динамической функциональной структуры личности управленца

Требования, предъявляемые обществом к управленческого труда, может выполнять на должном уровне только такой специалист, у которого выработана четкая гражданская позиция, кто обладает высокой общей и профессиональной культурой, ответственностью, достаточной социальной и физической активностью, высокой работоспособностью. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, студент должен систематически заниматься профессиональным самосовершенствованием, овладевать все то, что необходимо для успешной управленческой работы, то есть — активно осуществлять формирование и развитие собственной личности и организма в соответствии с требованиями будущей профессии.

Целью нашего исследования является: построение динамической функциональной модели личности студентов управленческого профиля и организация педагогического процесса как системы формирования и развития структуры личности с профессиональной направленностью.

Для этого нам необходимо было решить следующие задачи:

  1. Выделить приоритетные черты личности молодого специалиста для воздействия на них в ходе профессионального образования и дальнейшего повышения его квалификации;
  2. Рассмотреть изменения при целенаправленном воздействии в процессе освоения различных дисциплин профессионального образования;
  3. Рассмотреть пути воздействия для получения заранее заданных изменений в уровне подготовленности молодого специалиста.

С целью выявления как самих профессионально значимых качеств будущего специалиста, так и уровня их выражения для конкретной профессии управленца, нами были разработаны соответствующие анкеты и проведен экспертный опрос с последующим качественным и количественным анализом на основе системно-личностного (целостного) подхода к изучению профессиональной подготовленности управленцев . Были обнаружены статистически значимые психологические свойства (черты и качества), а также целостная динамическая функциональная структура личности управленца. Так на вопросы, заданные с целью определения степени важности перечисленных качеств и свойств личности управленцев, были получены следующие ответы экспертов.

Целостная картина модели профессиональной структуры личности образуется двумя основными подструктурами (главными факторами). Последние по содержанию, входящих в них элементов (черт, свойств и качеств личности) интерпретируются как:

1 — подструктура социальной активности и ответственности личности;

2 — подструктура физической (профессионально-трудовой) активности. Как видно на графике, некоторые черты личности включены в обе подструктуры и могут считаться необходимыми будущему специалисту для его успешной профессиональной деятельности.

Различные сочетания профессионально значимых качеств личности в двух основных подструктурах (выделяются факторным анализом) рассматриваются как сложные качества личности будущего управленца. К таким целостных личностных новообразованием следует отнести группы свойств и интерпретировать их как:

— Самосознание личности: самокритичность, скромность, честность, принципиальность и др .;

— Самоорганизация личности: дисциплинированность, собранность, самостоятельность, сознание, коллективизм;

— Профессиональная активность личности: увлеченность профессией, общеобразовательные и профессиональные знания, самостоятельность, инициатива;

— Социальная (творческая) активность личности: творчество, собранность, самостоятельность, знание;

— Физическая активность личности: трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, самостоятельность, коллективизм, инициатива.

Нужно отметить, что ведущей чертой личности современного специалиста-управленца в 1 подструктуре есть ответственность (общественный долг). С общественным долгом высоко коррелируют все другие черты этой подструктуры. Аналогично в 2 подструктуре ведущей является группа специфических профессиональных психофизических свойств (общая и специальная работоспособность), на базе которых формируются профессиональные навыки и умения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Экономическая социализация личности

Таким образом, в результате проведенного опроса управленцев (п = 86) различных должностных уровней и с разной спецификой профессиональной деятельности были обнаружены существенные, по их мнению, свойства и качества, позволяющие эффективно выполнять свою работу.

Среди отмеченных наиболее четко выделились:

  • группа социально-политических качеств — решение управленческих задач с четко выраженной социальной направленностью в русле государственной политики;
  • группа качеств профессиональной компетенции — быть высококвалифицированным специалистом в своей области, хорошо знать учреждение (производство), иметь достаточные знания психологии, социологии, права;
  • группа организаторских способностей — которые можно разделить на организаторскую интуицию: способность быстро и глубоко вникать в психологию коллег и подчиненных, найти для каждого определенное место в общем деле, заинтересовать этим делом окружающих, выбрать правильный стиль отношений в коллективе; эмоционально-волевую деятельность: способность влиять на окружающих своей активностью, отношением к делу, высокой требовательностью к себе и к коллегам; склонность к организационной деятельности;
  • группа педагогических качеств — проявляющиеся в организации, обучении и воспитании подчиненных в виде конструктивных, коммуникативных и гностических компонентов организационных способностей;
  • группа морально-этических качеств — справедливость по отношению к другим людям, их уважение, умение держать данное слово, исполнительская ответственность и др. Особенно выделялись те качества, которые непосредственно характеризуют общение руководителей с подчиненными: общество и доброжелательность, приветливость, эмоциональная сдержанность и уравновешенность в общении.

Эти свойства и качества обусловливают в значительной степени развитие профессиональных способностей и служат базой для успешного формирования профессиональных навыков и умений.

Исходя из профессиональной структуры личности будущего управленца, его профессиональную подготовленность правомерно определять как потенциальную качество личности, которая обусловлена взаимосвязанными личностными свойствами, знаниями, навыками и умениями, сформированными на определенном уровне, проявляющиеся в успешной профессиональной деятельности.

Анализ ответов студентов, обучающихся на факультетах управленческого профиля (п = 179), на вопрос «Анкеты студентов» обнаружил, что модельные характеристики студентов-управленцев выражают существующую, в настоящем времени, их мнение. Они оценивают (по процентильною шкале) процессы развития основных свойств и качеств в диапазоне показателей требований психофизического воспитания, а также порядок этих компонентов в динамической функциональной модели студентов-управленцев.

Подготовленность личности к профессиональной деятельности оказывается более сложной качеством. Она определяется степенью воспитанности: отношением к труду, общей образованности, профессиональной обученности и личностным опытом. Успешность профессиональной деятельности будущего специалиста оценивается на основе системы критериев, учитывающих проявление личности в разнообразной деятельности. Этим еще раз подтверждается недостаточность рассмотрения профессиональной подготовки будущего управленца в современных условиях. Основными критериями оценки успешности профессиональной деятельности в современных условиях являются:

— Социальная значимость мотивов трудовой деятельности;

— Производственная дисциплина (отсутствие опозданий, прогулов, халатности, безответственности);

— Производительность студенческой труда;

— Качество продукта деятельности (учебный процесс);

— Повышение своего общего, профессионального и культурного уровня;

— Отношения с членами коллектива;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Социальное партнерство в рыночной экономике: опыт европейских стран

— Участие в общественной жизни.

Как видно из приведенных критериев, подготовка будущего специалиста для успешной профессиональной деятельности требует всестороннего развития его личности. Поэтому, насколько будущий управленец подготовлен к выполнению основных социальных функций, можно судить об эффективности системы профессионального образования, формирует его личность.

Для педагогической практики ориентация на многочисленные черты личности не может быть эффективной, а абстрактность теоретических положений структуры личности затрудняет реализацию последних. Поэтому, когда в изучении, так и в формировании личности необходим целостный системный подход. С точки зрения комплексного подхода к обучению и воспитанию построенная нами модель является главной для планирования, организации и осуществления педагогических воздействий в процессе профессиональной и общеобразовательной подготовки. Она показывает, какие педагогические условия влияют на формирование и развитие профессионально важных свойств и черт личности, как следует направлять совместные усилия преподавателей, общественности и коллектива. Примером реализации такого подхода может служить анализ значений управленческой деятельности при эффективности организации и управления профессионально ориентированным психофизическим воспитанием, который может быть служить примером для построения профессиональной динамической функциональной модели студентов.

Таким образом, личность молодого управленца можно рассматривать как единство разума, воли и чувств. Формируя гармонично развитую личность, следует одновременно воздействовать на все три компонента психики: ум, волю и чувства. Это возможно только в том случае, когда подбираются соответствующие методы педагогического воздействия и когда все они используются в комплексе.

В процессе подготовки к трудовой деятельности ведущими методами выступают: упражнения, тренировки, практические методы, которые наиболее эффективно влияют на волевой компонент психики и функциональные системы организма.

Можно, таким образом, сформулировать наиболее важные педагогические условия реализации профессионально ориентированного психофизического воспитания студентов в учебном процессе:

  1. Формировать осознанное отношение студентов к развитию профессионально важных психофизических способностей средствами и методами психофизического воспитания путем использования метода убеждения: (Разъяснение. Доказательство и опровержение. Сравнение. Использование общественного мнения. Привлечение к воспитательных мероприятий авторитетных личностей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. уважение к личности студентов).
  2. Привлекать студентов к самостоятельной деятельности для совершенствования своих задатков и способностей с использованием психофизических упражнений: (Организовать деятельность студентов и привлекать их к желаемым действиям, поступкам и отношений. Соблюдать конкретности, целесообразности, систематичности, реальности и единства этих требований. Контролировать и оценивать эти результаты. Уважать личности студента и заботиться о нем).
  3. Использовать метод стимулирования в процессе психофизического воспитания будущих управленцев, используя: поощрение (Целесообразность предпринимаемых мер и соответствие мер поощрения. Учет индивидуальных особенностей студентов. Разнообразие мер поощрения. Своевременность этих мероприятий. Гласность поощрения и использования его в воспитательных целях); и принуждение (Соответствие степени проступка, знание и учет действительных мотивов неадекватного поведения. Недопустимость частого применения взысканий. Учет отношения студента к совершенному проступку и к факту взыскания. Учет отношения коллектива к виновному. Выдержка и педагогический такт преподавателя).

Похожее ...