Мировые практики корпоративной социальной  ответственности

Мировые практики корпоративной социальной  ответственности

Мировые практики корпоративной социальной  ответственности

Термин «корпоративная социальная ответственность» впервые был сформулирован Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в 1999 году. Несмотря на это, сегодня отсутствует единое трактовка этого термина.

Самым распространенным остается объяснения сути корпоративной социальной ответственности (КСО) «как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного» . КСО во многих моментах является мостиком между микро- и макроуровнем принятия этических решений в бизнесе.

Наряду с указанными выше уровнем восприятия владельцами и руководителями идеи социальной ответственности предприятия выделяют следующие принципы КСО:

1) корпоративного эгоизма, суть которого в тезисе «единая ответственность предприятия это увеличение доходов акционера»;
2) разумного эгоизма, предполагает восприятие социальной ответственности как средства достижения долгосрочных преимуществ;
3) корпоративного альтруизма, согласно которому предприятие должно учитывать все аспекты своего влияния на заинтересованные группы и общество в целом.
4) этический подход, главной особенностью которого является идея о морально нравственный долг бизнеса и отдельных менеджеров перед обществом.

Исследователи выделяют не менее пяти моделей корпоративной социальной ответственности американскую, британскую, европейскую (континентальную), японский и постсоветскую. Американская модель базируется на принципе отделения социальной защиты от свободного рынка и ограничении защиты только тех, кто не имеет других доходов, кроме социальных выплат. Примеры таких компаний, как System Capital Management, «Индустриальный союз Донбасса», «Интер пайп», связанные с реконструкцией национальных исторических памятников, финансированием гуманитарных проектов, проектов по строительству и оборудования детских больниц, поддержкой национальной культуры, является соответствующим подтверждением действенности и эффективности американской модели КСО.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Социальная ответственность предприятий

Характерным признаком Британской модели является ярко выраженная активность самого бизнеса в создании проектов в сфере социальной ответственности, то есть полностью добровольным делом. Для японской модели характерны такие особенности, как коллективное принятие решений, ответственность перед работниками и социальная ответственность руководства.

В стране еще не сформировалась собственная модель КСО

Современный вариант КСО представляет собой смесь британской и континентальной моделей. Характерной чертой отечественной версии КСО является ее государственное регулирование. В контексте теории заинтересованных лиц отечественная модель КСО формирующейся тяготеет к ориентации на ближайший круг стейкхолдеров, в который входят государство, владельцы и персонал компании, тогда как местные общины, поставщики и другие внешние стейкхолдеры пока остаются без внимания большого бизнеса.

В стране только пятая часть компаний имеют соответствующий бюджет на КСО и готовит социальные ежегодные отчеты. Самые активные в этой сфере представители иностранных компаний и крупнейшие предприятия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Реструктуризация: необходимость, принципы осуществления, критерии эффективности

Сегодня можно выделить 3 уровня социальной ответственности бизнеса:

1. Соблюдение законных обязательств перед государством и обществом (налоги, экологические нормы, охрана труда), о чем заявляют большинство предприятий, которые зарегистрированы и действуют на законных основаниях.

2. Минимизация или устранение негативного влияния бизнеса на общество (нарушение прав человека или загрязнения окружающей среды).

3. Усиление положительного влияния бизнеса на общество и создание ценностей через инновации, инвестиции и партнерство, направленные на социальное и экологическое благополучие (например, создание рабочих мест, социальное и экономическое развитие, разрешение конфликтов). Например, компания «11 медиа» внедрила проект «Green Team» более чем« зеленый офис в рамках которого была достигнута экономия электроэнергии, воды, бумаги и других ресурсов за счет внедрения принципов« зеленого офиса Компания ДТЭК создала программу по созданию Агентств местного развития на территориях присутствия.

Итак, корпоративная социальная ответственность в стране находится на стадии своего формирования и становления. Ключевую роль в этом процессе играют представительства мировых компаний в стране, а также отечественные компании крупного и среднего бизнеса, которые имеют амбиции для развития на мировой арене.

Похожее ...